среда, 26 мая 2021 г.

Бердяев: «Мистика есть реализм». Доказательство для моих читателей.

 Напоминаю определение и формулировку теоремы.

Мистика (от др.-греч. Μυστικός «мистерийный, таинственный», от μυέω — «посвящать в мистерии, таинства») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом якобы связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями). Совокупность теологических и философских доктрин, посвящённых оправданию и осмыслению этой практики, называется мистицизмом.

Николай Бердяев: «Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями; рационалистический же позитивизм есть иллюзионизм, потеря ощущения реальностей, разрыв между реальностями мира».

 С 2012 года, когда я начал свой блог, прошло менее 9 лет. За это время мы, то есть я и мои читатели, вполне подружились.

Я пишу о том, что интересно мне, а читатели своими посещениями блога, чтением различных заметок, географией своего местонахождения, спасибо статистике google, сообщают мне, кто они есть и насколько интересно им читать меня.

Учитывая, что практически всё, что есть в моём блоге, имеет отношение к математике, делаю предположение, что мои читатели – публика довольно изысканная.

Даже студенты, которые читают мои лекции, явно не заурядные зубрилы. Математический анализ для первого курса, изложенный со всеми доказательствами на тридцати страницах, согласитесь, никакому стандартному курсу не соответствует.

А поэтому, возвращаясь к заявленной теме заметки, представляю  как раз для них доказательство тезиса Бердяева.

Впрочем, самым способным читателям после чтения всего от «Мистики» до «Сколько стоит знать будущее» должно быть и так уже всё понятно.

Но я обещал доказательство, и я его представляю.

1.      Как известно наилучшие доказательства тезиса доставляют противники тезиса. Наилучшее доказательство историчности Иисуса Христа дают язычники и иудеи. Поэтому для доказательства реальности мистики я и выбрал Шарлотту Бронте, Александра Куприна и Антона Чехова, совсем не мистиков, а очень даже реалистов.

2.      Произведения Шарлотты Бронте, Александра Куприна и Антона Чехова в первых двух случаях о любви, а у Чехова – об отношениях ввиду возможного брака. При желании мистические эпизоды легко можно выбросить без потери литературного достоинства произведений для первых двух произведений, а рассказ Чехова ввиду его краткости можно выбросить целиком из списка рассказов, опять же без потери литературного достоинства оставшихся произведений без этого рассказа или объяснить сумасшествие нервным срывом от какой-нибудь неудачи.

3.      Почему же авторы не исключили нелогичные, не обязательные эпизоды или рассказ, которые для образованного, как правило, не религиозного читателя только уменьшают достоверность произведения? В самом деле, поводом для поездки Джейн Эйр в Торнфильд после неудачной женитьбы можно придумать вполне реалистичное, вплоть до сна, объяснение, а сны снятся всем. Любовь барина к девушке из низшего сословия, привыкшей жить, вдобавок, в лесу, вдали от людей, очевидно, не может закончиться браком по очень многим причинам и колдовство, в которое не особенно верит и сам автор, не является обязательным фактом повести. Зачем неверующему Чехову писать рассказ, как его персонаж сходит с ума не от жизненных невзгод, а от мистических явлений, если сам он ничего подобного не испытывал?   – А потому, что все эти эпизоды почти наверняка реально случились и, очевидно, произвели сильное впечатление на авторов.

4.      Добавлю также, что тема колдовства – это просто разумеющаяся бытовая тема даже в социалистическом СССР. Абсолютный хит – «Червона рута» Ивасюка 1970 года, которую пела несравненная София Ротару. Юноша поёт девушке: «Ты, может быть, нашла червону руту, которой меня очаровала. Не делай этого, я тебя люблю и без неё».

5.      Чехов, несомненно, не знал, что в «Чёрном монахе» практически с врачебной точностью описывает ситуацию впадения в прелесть, хорошо известную монахам. Именно это является основной опасностью для них и требует для новоначальных монахов не просто духовного руководства, а исповедания помыслов, то есть обязательных отчётов после каждого для не только о совершённых поступках, но и о мыслях, которые приходили на ум послушнику. Если бы Чехов это знал, то в его творческой биографии обязательно произошёл бы, если не резкий поворот к религии, как у Гоголя, то заметный сдвиг в большей или меньшей степени, чем у Достоевского.

6.      «Сам же Булгаков был сыном священника, профессора академии Богословия и очень образованным человеком, однако, будущий писатель, не выдержав натиска атеизма, вынужден был отречься от традиционных религиозных взглядов. Это случилось в 18 лет, когда он снял с себя крестик». То есть знал, о чём писал. Для атеиста мистики просто нет. А для Булгакова не просто она есть, он даже откровенно смеётся над теми, кто её отрицает.

7.      Ну и седьмое доказательство. Свидетельствуют недавние исторические личности от Эдгара Кейси до здравствующего Олега Басилашвили, дай ему Бог здоровья.

"Это не религиозный роман", но в Киево-Печерской Лавре "попросил разрешение на святотатство".


home page


Комментариев нет:

Отправить комментарий