понедельник, 17 мая 2021 г.

Обаяние Зла


 

Кажется, к критической литературе о «Мастере и Маргарите» ничего добавить невозможно, столько всего написано. И по поводу прототипов, и по политической обстановке, и в контексте взаимоотношением со Сталиным и по литературным свойствам.

Ан нет. То, что я хочу написать, нигде мне не попадалось даже приблизительно-косвенно. Поэтому и пишу.

А начать мне придётся с того, как закончились примерно два года моего знакомства необыкновенной девушкой, которая приоткрыла мне дверь туда, где тусуются как бы не существующие домовые, черти, лешие и кое-кто покруче их.

Надо было мне ехать в Москву из Донецка в командировку от коммерческой фирмы, где я работал, оставив Донецкий государственный университет по причине полной его экономической несостоятельности в те, теперь уже былинные, времена.

В купе со мной ехал монах. Естественно, перебросились парой слов. Он сказал, что едет на открытие мощей святого Серафима Саровского, которое случилось, как святой об этом и предупреждал. Понимал ли монах или нет, с каким человеком он беседует, но он посоветовал мне приложиться к мощам и объяснил, где они в Москве находятся.

Я решил, что так и сделаю. Со всеми делами по фирме я успел справиться и свободный день у меня образовался. Но перед этим днём приснился мне сон, который кому-то покажется странным, а мне уже приходилось в подобных снах не раз принимать участие. В таких снах, когда я понимаю, что сплю, но сон выглядит не как художественный фильм, который можно смотреть, а как действие, в котором вполне можно быть одним из действующих лиц.

Так вот, подходит ко мне некий «человек в чёрном» и без слов, а я всё понял, объясняет, что прикладываться к мощам мне не стоит, а то по дороге к ним со мной что-то может случиться, ненароком, нехорошее.

Два года научили меня не слишком бояться незнакомых личностей, но благоразумие всегда было моей чертой. И мне не нравится, когда мне угрожают.

Поэтому к святому я не пришёл, но когда приехал в Донецк, сжёг всё, что имело отношение к обществу «того человека в чёрном», кстати, сдал в букинистику «Мастера и Маргариту». Затем пошёл в церковь, исповедал всё, что совершил, покаялся и безгрешным пришёл домой.

У меня был должок перед необыкновенной девушкой, но когда я к ней приехал, то дома её не оказалось, а её мама сказала, что уехала и скоро не будет. Долг я отдал и больше с необыкновенной девушкой я не виделся.

С тех пор странные сны мне не снятся, засыпаю, как только прикасаюсь к подушке, а если случайно ночью замечаю полную луну, то просто вспоминаю свою бесшабашную молодость.

А теперь к теме. И почему было такое вступление.

Правка написанных глав романом будет длиться, пока будет биться сердце Булгакова. Писатель сжег первый вариант романа. Через два года, найдя уцелевшие части, Михаил Булгаков заново начнет создавать свой роман. В своих письмах другу, он напишет, что «и сам не знает, зачем это делает».

Здесь внимание, мой комментарий. Когда человек делает что-то и сам не знает, зачем, то значит, это знает кто-то другой. И я догадываюсь, кто это. Ага, человек в чёрном.

Теперь по замыслу, который мне очевиден, но я не настаиваю.

Несколько слов о правде. Вот взять и написать о некотором человеке чистую правду, но только всё самое плохое. А потом взять и написать о том же человеке чистую правду, и всё самое хорошее. Получается, что и там правда, и там правда. А что есть тогда настоящая правда?

Я знаю, конечно, ответ, но сейчас я не хочу уходить от темы. Главное, что из этого надо понять, так это то, что можно о полном негодяе рассказать правду, которая его перед лицом народа сделает благородным человеком. Не хочу приводить примеры, так как они всё равно меркнут перед блистательным талантом М.А. Булгакова, у которого Воланд безукоризнен. Впрочем, автора оправдывает то, что писать ему пришлось по принуждению я уже сказал кого. В сталинские времена многие делали подобное.

 

Конечно, писатель опирался на великих предшественников.

«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» - сказал И.В. Гёте и ведь не поспоришь.

Впрочем, я кое-что добавлю, чтобы и истина не пострадала, но и недоразумения не возникало.

Упомянутая злая часть совершает благо потому, что ещё непостижимый есть Бог, подставляющий под удар этой части виноватых перед Богом, и уводящий от удара любящих Бога.  

Подобно Гёте, очень талантливо, но с нужными умолчаниями написана книга «Мастер и Маргарита», которую любят все, кому умолчания как бальзам на сердце. Ах, нас так легко обмануть! Мы такие доверчивые...

Итак, по замыслу главное сказано. Теперь по фактам.

 – Иисус Христос не Бог, – говорит то ли Воланд, то ли Булгаков. Это говорили многие. Одним из первых, оставивший своё имя в истории, был Арий. Вот как современники описывают его смерть.

«Выходя из императорского дворца, сопровождаемый толпой евсевианских приверженцев, как телохранителями, Арий гордо проходил посреди города, обращая на себя внимание всего народа. По приближении к месту, называемому Константиновой площадью, где воздвигнута колонна из порфира, ужас, происходящий от сознания своего нечестия, охватил его и сопровождался сильной болью в животе. Поэтому он спросил, нет ли тут где поблизости удобного места, и, когда ему указали заднюю часть Константиновой площади, он поспешил туда. Вскоре с ним сделался обморок, и вместе с испражнениями вышли его внутренности, сопровождаемые обильным геморроидальным истечением и выпадением малых кишек. Затем, вместе с излиянием крови вышли части его печени и селезенки, так что он почти немедленно умер».

Возможно, кто-то читал книги Э. Ренана или Д. Штрауса с одинаковым названием «Жизнь Иисуса». Тот же тезис, но очень не убедительно и не талантливо. Это просто к слову.

Одна ложь тянет за собой и другую. Левий Матвей (Матфей) всё написал правильно, но Булгакову пришлось в этом случае лжесвидетельствовать. Что не сделаешь, перед лицом мучителя в чёрной одежде?

Впрочем, больше лгать по-крупному необходимости уже не было. Неудобная тема пройдена.

Воланд в кругу советских москвичей – это комфортная обстановка. И для Воланда, и для писателя, и для читателя. И смешно, и познавательно, и почти без греха.

Бал. Даже если всё выдумано от начала до конца, то обстановка передана верно. А ведь что важно для художественного произведения? Вовсе не обязательна буквальная, мелочная правда произошедших событий. Это скажет любой литературный критик. Важна та правда, которая читателя заставляет верить каждому слову.

По-моему, здесь Булгакову нет смысла обманывать, и он честен. И в теме. Человек, знакомый и с наркотиками, и с Библией вполне верно видит то, о чём не злоупотребляющие атеисты даже и не догадываются.

Нет у меня претензий и по поводу Массолита, Грибоедова, а также тех, кто при исполнении.

Небольшая претензия по поводу любви.

Насколько мне известно, в том мире, где оказались Мастер и Маргарита, точнее, куда они вполне сознательно явились, нет любви. Хотя это слово в книге есть.

Но это моё мнение. Я уверен, что любовь имеется только у Бога, Который и есть Любовь. Кстати, и покой душам людским, тоже только у Бога.

И предавшим любовь Бог новой любви не даёт, а Маргарита именно так поступила с любовью мужа.

Впрочем, в нашем мире много того, что называется любовью, любовью не является.

Тут каждый волен думать по-своему.

Я-то думаю, что любовь – это радость.

А вот мне возражение. 31 июня. И, боюсь, большинство поверит не мне.



Такая любовь бывает от колдовского заговора. Оттуда, где Мастер и Маргарита и некоторые герои 31 июня. Но об этом точно не сегодня.


P.S. от 2024 года. Первоначальная ссылка на слова "открытие мощей святого Серафима Саровского" сегодня в Украине не работает. Это якобы борьба с российским влиянием, а вообще-то, тот самый сатанизм, о котором заметка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий