суббота, 15 мая 2021 г.

Олеся

 


Это грустная история.

«Олеся» повесть Александра Ивановича Куприна, одно из первых крупных произведений, написано в 1898 году, и в том же году опубликовано в газете «Киевлянин». По признанию автора, это одно из самых его любимых произведений. Главная тема — трагическая любовь городского барина Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси.

Героя Ивана Тимофеевича забросила судьба «на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья». Одолеваемый скукой, он пытается познакомиться с крестьянами, пробует их лечить, обучает грамоте своего слугу Ярмолу, но всё это оказывается бесполезным. Единственное занятие, которое ему остаётся — это охота.

В один ненастный вечер Ярмола рассказывает Ивану Тимофеевичу, что поднявшийся ветер — дело рук колдуньи, и о том, что в лесу живёт ведьма Мануйлиха со своей внучкой. Через три дня на охоте Иван Тимофеевич, сбившись с пути, попадает в избу к Мануйлихе, где знакомится с Олесей, которая помогает ему найти обратную дорогу.

Весной, вернувшись в лесную избушку, герой просит Олесю ему погадать. Та предсказывает ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, желание покончить с собой. Рассказывает, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», темноволосой, как и она сама. Иван Тимофеевич не верит картам и просит её показать свои способности, в ответ Олеся демонстрирует ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. Молодой барин становится частым гостем в лесном доме.

Однажды он застаёт хозяек в унынии, оказалось, что урядник Евпсихий Африканович выгоняет женщин из их дома. Иван Тимофеевич встречается с полицейским и, подкупив его подарком, просит оставить женщин в покое. Гордая Олеся обижается на подобное заступничество и общается с героем прохладнее, чем раньше. Скоро Иван заболевает и неделю не приходит в гости к Олесе. После его выздоровления чувства молодых людей вспыхивают с новой силой. Несмотря на протесты Мануйлихи, они тайком продолжают встречаться. Через месяц Ивану Тимофеевичу приходит время возвращаться в город. Он предлагает Олесе выйти за него и уехать вместе, но Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу.

На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья. Иван Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит её, избитую. Оказывается, Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Олеся отказывается от доктора и говорит, что скоро они с бабушкой уедут — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся. Молодые люди прощаются, Олеся просит её поцеловать.

Ночью случается гроза с градом, испортившая урожай. Утром Ярмола предлагает Ивану Тимофеевичу уехать, так как в деревне считают грозу делом рук ведьмы, а также знают об их связи. Перед отъездом герой ещё раз возвращается в лесную избушку, в которой находит только красные бусы Олеси.

 

 Читая эту повесть, трудно не согласиться с мыслью, что Куприн не просто был свидетелем или даже участником этой истории, а перестрадал её.

 

Грустная история и пострадали все, включая жестоких жителей, у которых град буквально вытоптал посевы.

Как понять? Допридумал что-то автор к настоящей истории или точно так и могло быть?

Не считаю, что так не могло быть, скорее, именно так и было.

Сочувствую всем. Понимаю, что даже если бы я там был действующим лицом никому бы я помочь не смог. С кого начать?

Проще с жителей, с «христиан». Которые имея хоть чуточку христианского чувства не стали бы надругаться над девушкой, имевшей несчастье быть дочерью колдуньи. И в ответ получили проклятие. Да, проклятье им произнесла всего лишь смертная девушка, которая не может вызвать никакое бедствие. Да и не знала она, что будет град. Она крикнула, повинуясь внутреннему чувству: «Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!» Но то, что, конечно, не может девушка, уж, наверное, может Бог, которому её жаль, который за жестокость наказывает и наказал.

Мануйлиха выглядит суровой и бессердечной, но автор её явно оправдывает, мол, люди её сделали такой, приписав ей колдовство. Ну уж нет. Колдовство известно с допотопных времён, и после Потопа его меньше не стало, и люди, да, с ошибками, но чаще всего верно определяли тех, кто это делал.

И тут автор противоречит сам себе, рассказывая о некоторых способностях Олеси, которые просто так у обычных людей не возникают. Таки да, эта мелочь доказывает, что дым был не без огня. А колдовство не безобидно. И наказуемо. Ведьмы счастливыми не бывают.

Паныч, то есть автор. То есть, полагаю, Александр Иванович Куприн. После написания «Олеси» пробовал постричься в монахи. Допускаю, что желая снять с себя вину перед Богом за Олесю.

Конечно, он очень виноват. Когда уговаривал Олесю пойти в церковь, но, по сути, бросил её, не объяснив, чем это может обернуться и как это надо делать. Или должен был сам с ней идти, хотя и это не лучший выход. Но тогда хотя бы его совесть не страдала. Конечно, правильно Олеся поступила, что не согласилась быть его женой.

Как и многие писатели талантлив, чувствителен, но пассивен в действии и безволен, там, где надо решать самому и действовать, а не надеяться, что как-то решится без него. Впрочем, эта его характеристика только в предположении, что он и есть герой повести.

Больше всех жаль, конечно, Олесю. Да она и наиболее привлекательна среди всех героев повести. Но всё же.

В церковь надо было идти не затем, чтобы постоять на службе, а чтобы покаяться в смертном грехе, колдовстве.

«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», Псалом 50.

Уверен, всё было бы иначе, если бы Олеся это поняла. Только этой мысли не было и некому было её сказать.

А в ответ на злобу сельчан надо было вспомнить о бедах, которые им сделала её мать.

Всё равно Олесю жалко.

А почему я рассказываю про Олесю?

Так, воспоминания одолели.

Не буду о поворотах судьбы, но пару лет своей жизни был знаком с необыкновенной девушкой. Мне было слегка за 30, ей кажется, тоже. Встречались мы редко: она жила далеко.

Она знала и умела побольше, чем Олеся, а мне тогда всё это было интересно. Мне показалось, что и я был ей интересен. В первый раз она захотела похвастаться своими способностями, может просто хотела удивить. Но на мне у неё ничего не получилось. Ничего не угадывала. Хотела погадать по руке, но ничего не сказала, точнее, что у меня «всё сложно». Хотела сказать, сколько я проживу, задумалась, а потом только сказала, что долго. Может быть, хотя мне важнее не сколько, а как.

Никаких чувств и отношений, кроме симпатии не было.

Что было в эти два года и как всё закончилось уместнее рассказать в заметке про «Мастера и Маргариту». Что-то расскажу, может быть, если к месту придётся.


home page

Комментариев нет:

Отправить комментарий