понедельник, 27 июля 2020 г.

90-е. Разговариваю с неизвестными.





90-е. Страна начала рассыпаться. Надежда, что всё это к лучшему, рухнула. И настал день, когда мне выдали зарплату, на которую я мог бы купить три-четыре килограмма копчёной колбасы. А у меня жена и ребёнок.
На кафедре начались разговоры, что кто-то стал брать со студентов взятки. Те, кто умел программировать, пошли в банки в информационные отделы. Преподаватель с моей кафедры устроился в коммерческую фирму и позвал меня в свой отдел. На фирме платили зарплату баксами. Выбирать один вариант из одного совсем не сложно. Сиюминутные проблемы я решил. Я ухожу из университета. Что делать с “кирпичом”? Журналы не печатают мои статьи. Подумал: “А не сжечь ли, чтобы не бередить себе душу?”
Полистал. Нет, эти формулы – произведение искусства, притом я получал их руками, не было ещё компьютерных аналитических программ. Просто засунул всё это на самое дно самого глубокого ущелья (из грузинского тоста) и погрузился в жизнь коммерческой фирмы.
Оказалось, что офис фирмы в пяти, не фигурально, минутах от Андрея Шишкова. Я стал часто перед работой заходить на несколько минут к нему. Обсудим свежую обстановку по долларам и ещё по чём-нибудь и я на работу.
Первое, что меня сильно удивило на фирме – это то, что в каждом отделе иконы. И вообще, эта тема стала мэйнстримом. Не только бабушки, а весь народ повалил в церковь. Бизнесмены, мужчины, юноши, девушки. Длиннющие службы, соборования, венчания, посты. Появились великолепная святоотеческая литература. Я купил практически полное собрание “Житий”, которое продавалось в розницу, просто с колёс. Только выходил новый том, тут же он оказывался на прилавках церквей. Купил “Добротолюбие”, “Патерики”, “Труды св. Иоанна Златоуста”, св. Игнатия Брянчанинова и это далеко не всё. Разумеется, всё это читал.
На улице, не стесняясь, подходили посторонние и начинали разговоры о Боге. Если не было срочных дел, ни разу не уклонялся. Беседовал с протестантами, свидетелями Иеговы, мормонами. Их было больше всего. Но ещё были католики, буддисты и иудеи. Иногда беседы затягивались больше, чем на час. Иногда, это уже на кафедрах, после фирмы, на несколько дней. Иногда и дольше. Я не столько хотел переубедить оппонентов или доказать правильность моей веры, сколько меня интересовало, чем они могли возразить против неё. Само собой, с Андреем больше всех, но и с Марком и Володей тоже я всё это обсуждал.
На фирме пробыл два года и перешёл работать в первый же открывающийся коммерческий вуз. Пришлось преподавать теорию вероятностей. Осознавая себя в путах Промысла Божьего, даже не удивился. “Удовл” на третьем курсе надо искупать. На второй год работы предложили заведовать кафедрой. Согласился. Но в конце года ректор выразил пожелание, чтобы я кроме обычной работы, выполнял его личные просьбы и это было нечто худшее, чем просто поставить кому-то нужную оценку.
В это время появились и другие коммерческие вузы. Ушёл в другой вуз. Потом в третий. Четвёртым стал Донецкий государственный университет управления до 2014 года.

Два слова о вере.

Гляжу с большим скепсисом на дискуссии о Боге в интернете. То ли создают нужную картинку, то ли, сами не понимают, что говорят.
Понимая всю необъятность темы, постараюсь в двух словах обрисовать ситуацию. На конкретные возражения, естественно, могу ответить подробно.
†Крайне неразумно спорить о том существует ли Бог. Это тезис не доказуем и не опровергаем просто потому, что невозможно определить, что является доказательством.
† Тезис о существовании Бога можно считать аксиомой, которая либо принимается, либо отвергается. Более того, систему догматов можно считать аналогом системы аксиом в математической системе. С этой точки зрения спор о существовании Бога разумен так же, как и разумен спор о том сколько параллельных прямых можно провести через точку, не лежащую на данной прямой.
†Вполне осмыслена дискуссия о противоречивости или непротиворечивости данной религиозной системы.
† Камень преткновения католицизма (не единственный) – это догмат о исхождении Святого Духа. Католическая церковь должна либо признать, что её основание одновременно с принятием католической версии Символа Веры, либо, в противном случае, если считать свою историю от Иисуса Христа и апостолов, отказаться от своего католического догмата.
† Ислам считает Иисуса Христа пророком (Иса ибн Мариам), признаёт Новый Завет святой книгой, разумеется, наряду с Кораном, но в Новом Завете Иисус Христос называет Себя Богом.
†Иудаизм в основных официальных версиях признаёт Иисуса Христа праведником, которого казнили римляне по несправедливому наговору саддукеев, но отрицает, что пророк Даниил предсказал среди многих пророчеств в том числе и дату прихода Мессии (Машиаха).
†Буддизм признаёт Иисуса Христа бодхисаттвой (очистившим своё сознание), но не признаёт Его учение.
Разумеется, для каждого такого противоречия можно придумать свои объяснения, например, связанные с “ошибками” Святого Писания, неверными его толкованиями и т. д. И это уже выбор каждого человека, на который человек имеет право. В дискуссии достаточно выяснить эти оправдания этих противоречий. Дальнейший спор смысла не имеет.
Но, как сказал Воланд в знаменитом произведении, кроме логических доказательств Канта, есть доказательство, не опирающееся на разум.
«Имeйтe в видy, чтo нa этo cyщecтвyeт ceдьмoe дoкaзaтeльcтвo, и yж caмoe нaдeжнoe! И вaм oнo ceйчac бyдeт пpeдъявлeнo».
 “Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть – несчастье... вечер – семь...» – и громко и радостно объявил: – Вам отрежут голову!
Бездомный дико и злобно вытаращил глаза на развязного неизвестного, а Берлиоз спросил, криво усмехнувшись:
– А кто именно? Враги? Интервенты?
– Нет, – ответил собеседник, – русская женщина, комсомолка”.
– Гм... – промычал раздраженный шуточкой неизвестного Берлиоз, – ну, это, извините, маловероятно.
Из своего жизненного опыта я привёл пока только один пример очень маловероятного события (если что-то хочет Бог) с целым рядом чудесных совпадений, а именно публикации своей статьи. Если эту статью не учитывать, то первую подробную статью после анонса темы диссертации в 1988 году я опубликовал без всяких чудес, благодаря Андрею Шишкову, только в 1999. А это значит, что если бы моя воронежская статья не вышла в 1993 году, то мои уважаемые оппоненты, не нарушая приличий могли использовать идеи диссертации, анонсированные в 1989 и 1990 и опубликовать свои доказательства. И я ничего бы не мог возразить. Видимо, такое течение событий Богу показалось не справедливым.
Пока всё. Ещё впереди защита докторской диссертации и новые чудеса.


home page

Комментариев нет:

Отправить комментарий