воскресенье, 12 июля 2020 г.

Выбор.




В пятом классе я учился уже в другой школе. Мама стала завучем и перевела меня с сестрой к себе. Учёба на новом месте проблем не составляла.
Проблему составляла необходимость выбора цели.
Тогда все дети ходили в кружки. Я тоже, как и все. Немного на танцы, потом в изостудию, наведывался в спортзал подкачаться, по математике со мной занималась завуч Людмила Ивановна Смоляга, по физике – Леонид Иосифович Друбецкий: я просто решал задачи, а то, что не получалось – они подсказывали. Всё это было для общего развития и занимался я всем понемногу насколько хватало времени.
Ещё мама купила шикарное польское пианино “Legnica. Даже у дочери хирурга, с которой я дружил, была “Украина”. За пианино мама год выплачивала кредит. Сестра поступила в хореографическую школу, а мне мама предлагала поступить в музыкальную. Я неплохо пел, имел голос и слух.
Здесь я задумался. Заниматься в музыкальной школе вполсилы я не хотел и надо было уже выбирать между музыкой, рисованием и математикой, что-то надо было выбирать как основное занятие.
Внешне вокал и рисование представлялись, конечно, эффектнее: сцена, аплодисменты, картины, выставки, изысканный круг знакомств, почитатели.
А что математика? Ну, степень, ну преподавание. Разве что более лёгкий хлеб, так как конкуренция вряд ли будет большой. Впрочем, много не заработаешь. Как-то скучновато выглядел этот вариант.
Сейчас, оглядываясь в прошлое, уже не сомневаюсь  в предопределённости главных поворотных пунктов своей биографии. Кто-то скажет Судьба, а я считаю Бог, который каждый раз на распутьях давал мне очень ясные подсказки.
Тогда в пятом классе попалась мне в руки “Необыкновенная алгебра” И.М. Яглома; купил в книжном магазине. Я был просто ошеломлён. Всё необычно, логично, понятно. В отличие от разрозненных школьных задач – прекрасная цельная теория с поразительными приложениями.
И самое главное – трудно передаваемая внутренняя радость открытия. Ничего подобного я не испытывал, когда рисовал, смотрел картины любимых художников, пел любимые песни или слушал любимых исполнителей. В искусстве всё было здорово, но там я чувствовал себя гостем.
В небольшой разведанной части математики я чувствовал себя наследником, маленьким хозяином. Не единственным, конечно, но полноправным.
Всё ясно. Внешние атрибуты будущей профессии меня уже не интересовали. Как буду выглядеть в глазах других, в сравнении с другими, какие шансы успешной карьеры, куда поступать, у кого искать поддержки или помощи – ничего это меня уже не интересовало.
Я стал самодостаточным. Я просто могу узнавать то, что хочу сам и без чьей-либо помощи.
Выбор сделан окончательно – Математика.
Следующая книга в школьной библиотеке, которая меня заинтересовала – “Первые понятия топологии” Н. Стинрода и У. Чинна. Критерий выбора очень простой: чем дальше от школьного курса, чем больше непонятных слов на первых страницах, тем лучше.
Я не мог согласиться с тем, что книга – библиотечная и как-то решил вопрос с библиотекарем. Кажется, обменял на более ценную для библиотеки книгу. Но для меня обмен, очевидно, был сверхвыгодным. С книгой я не расставался, пока не дочитал до конца.
В седьмом классе начал выходить “Квант”, в котором восьмиклассникам предлагалось поступать в ЗМШ при МГУ. Очевидно, что ждать целый год я не стал и отправил решение вступительных задач. Ещё и козырнул: логическую задачу про Змея Горыныча и богатырей решил с помощью булевой алгебры. Обозначил базовые утверждения буквами, условия задачи записал в виде тождественных формул, перемножил, привёл к нормальной форме и получил ответ.
Поступил. За два года учёбы за все задания, кроме, кажется, одного, получил “отлично”. А за исследования графиков функций – кроме “отлично” ещё и “очень хорошая работа.” Это, как я понимаю, за  использование производной в исследовании, что не подразумевалось, но я уже это знал.
Просто здесь совпало. Моя сестра училась на первом курсе экономического факультета ДонГУ и математический анализ мы разбирали вместе.
В девятом классе я большим удовольствием изучил “Математический анализ” Г.Е. Шилова, а в десятый класс с республиканской олимпиады меня позвали в Киевскую физико-математическую школу-интернат при КГУ.


Ну да, участвовал в математических олимпиадах. На республиканских этапах – три вторых места и очень неудачно на Всесоюзной олимпиаде в восьмом классе. Пользы от участия не почувствовал, если не считать, что в качестве премий получал 10 – 15 популярных книг в подарок. Чего-то значительного в них не было, но кругозор они расширяли.

Чудеса и мистика.


Когда Леонид Иосифович активно агитировал меня в физику, учительница математики Каширина Лидия Васильевна сказала моей маме, что видела сон, что я выберу математику и поступлю в Московский государственный университет и это совершенно точно.
Даже первая часть предсказания именно в тот момент была не очевидной, а о второй и говорить нечего. Слышать такое предсказание было приятно, но сон как аргумент, но Московский университет как реальность, а не светлая мечта – всё это было слишком похоже на сказку.
Как я уже говорил, в десятом классе я учился в Киевском физико-математическом интернате. Учился хорошо – закончил с золотой медалью. Мне предложили поступать без экзаменов на мехмат КГУ, и я согласился. И кажется, даже написал маме в Донецк, что вот, предсказание не сбылось.
Но дальше всё пошло не по плану. Из самых энергичных одноклассников сформировалась группа, решивших поступать в МГУ и МФТИ, поскольку в этих вузах экзамены были раньше, чем во всех вузах страны.
И даже не спросив меня ни о чём купили билет в Москву и мне.  Я, конечно, сказал, что пообещал поступать в КГУ, на что они вполне резонно возразили: “Как хочешь, только деньги верни.” Сдать билет в те далёкие времена было очень не просто. Ребята объяснили мне, где та контора, чтобы получить деньги обратно, но город я знал плохо и не рискнул её искать, так как и времени оставалось немного, махнуть рукой на деньги было жаль.
Сдал экзамены на мехмат МГУ на математическое отделение я даже с запасом, так, что сразу после последнего экзамена меня направили на медкомиссию.

Дома Лидия Васильевна сказала маме: “Ну, вот, я говорила.”


home page



Комментариев нет:

Отправить комментарий