вторник, 1 июня 2021 г.

Философская категория: совесть.

 

Для анализа словесных недоразумений «совесть»  очень подходящее начало. Практически все согласны с тем, как она действует на человека, а свойства понятия, например, в математике, точной науке, очень часто являются и самим определением.

А уже потом из свойств извлекаются и более-менее ясные очертания интересующего нас понятия. Причём может так оказаться, что свойства есть, а объекта нет.

Известно выражение «бессовестный человек». Думаю, что те, кто употребляет это выражение, просто сокращают фразу «человек, поступающий вопреки своей совести». Кстати, я как человек, привыкший выражаться точно, предпочитаю не использовать ни первую не точную формулировку, ни второе выражение, но не по причине его неточности.

Православие настоятельно советует характеризовать поступки, а не личности, поскольку одна и та же личность способна совершать и благородные, и не благородные поступки, иногда очень сильно удивляя этим окружающих.

Очень известную в христианском мире Оптину пустынь основал раскаявшийся разбойник Опта (Оптия, Оптя), наводивший ужас в Брянских и Болдинских лесах, в схиме Макарий.

Андрей Лысенко. "Из истории Оптиной Пустыни. Покаяние разбойника Опты и его банды." 2010-2012 гг. 


Как ни печально, но бывает и наоборот, прожившие достойную жизнь в конце её впадали в страшные грехи и не все преодолевали это падение. Вспомним Иуду и апостола Петра.

А то, что совесть есть у всех, доказывает общеизвестное выражение «муки совести», которые как раз и бывают у тех, у кого её как бы быть не должно.

Есть также выражение «заглушить муки совести», которое употребляется в тех случаях, когда избавление, замечу временное, достигается путём большого количества водки, наркотиков или других тяжких грехов.

Напротив, выражение «очистить свою совесть» означает осознать свой грех, покаяться и, очень важно, искупить или полностью изгладить свой грех.

Как видим, понятие «совесть» очень тесно связано с христианским понятием «грех».

Википедия даёт длинное психо-социально-философско-религиозное определение «совести». В принципе, не спорю, но есть с моей стороны и серьёзные уточнения.

Совесть не есть нечто индивидуальное, различное для всех свойство человека.

Совесть – это оценка Богом поступков человека, высказанная не уму человека с помощью слов, а душе с помощью чувств. Радостное чувство, когда, преодолевая искушение, человек совершает достойный поступок, и нерадостное, тоскливое, мучительное чувство – в противном случае.

А поскольку Бог – один, то и оценка не зависит от человека. От человека зависят только ответные действия на эту оценку.

Тогда становится совершенно ясной нравственная роль любой религии, дающей словесные советы человеку. А человек совершенно свободно волен выбирать те советы, которые ему либо просто нравятся, либо кажутся верными.

Ветхий Завет даёт 10 главных заповедей, Новый Завет – добавляет к ним ещё 9, увеличивая их сложность. Не просто не прелюбодействовать, а даже не делать этого в мыслях. Не отвечать равным злом за зло, а прощать, если, конечно, просят прощения, внимание, искренно. Не ошибитесь.

Буддизм, вообще, ничего не говорит о грехах, но несколько расплывчато – о карме.

Язычество вообще разрешает всё.

Однако.

ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. (Римлянам 2:10).

Это значит, что такие язычники, не имея запрещения от свой религии, слушают Бога, то есть, живут по совести.



home page 

неопубликованные результаты, unpublished results

Комментариев нет:

Отправить комментарий