вторник, 2 января 2024 г.

От Иерусалима до Иллирика

 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,

ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,

силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика (Римлянам 15:17-19).

Путешествуя по дорогам апостола Павла, проповедавшего язычникам, добавляю очередную монетку в копилку фактов, что Иерусалим – это спустя некоторое время Константинополь.

Апостол Павел, проповедуя язычникам пишет свои послания римлянам, коринфянам, галатам, эфесянам, филиппийцам, колоссянам, фессалоникийцам.

Синим подчёркнуты города и области проповеди апостола Павла.

Заметим, что если бы апостол Павел шёл из современного Иерусалима, он бы не миновал Византию – и непременно бы там проповедовал, а потом ещё, миновав Византию, закрепил бы вдогонку свои проповеди несколькими посланиями к византийцам.

Однако нет ни проповедей Павла в Византии – да и не очень они там уместны, там проповедовал сам Иисус Христос. И, конечно, нет и посланий.

Потому что апостол Павел стартовал из Византии.

Византий – это Иерусалим.

Границы проповеди, очерченные апостолом Павлом: «от Иерусалима и окрестности до Иллирика» вполне соответствуют местам проповеди.

Современный Иерусалим здесь явно не к месту.

И в тему информация из Руси.

ΓΕΝΝΑΔΙΟΣ: к 70-летию академика Г. Г. Литаврина

Борис Николаевич Флоря (отв. ред.)

 8. Царьград: образ Византии в русском средневековом фольклоре.  

 Дж. Мажеска (Колледж-Парк)

«Любопытным образом, в то самое время, когда «Повесть временных лет» принимала свою окончательную форму, киевский митрополит Иларион (по происхождению он был русским, и его назначение на русскую митрополичью кафедру вызвало трения с константинопольским патриархатом) в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» превозносил того же князя Владимира как «крестителя Руси», но одновременно принижал значение «Нового Рима» и империи. Он сравнивал этого русского святого в первую очередь не с императором Константином, но с самими апостолами, несшими свет христианства в разные страны. Он называет нескольких миссионерствовавших апостолов вместе с их миссионерскими территориями, однако посещение Константинополя апостолом Андреем в списке не упомянуто …»

«… однако к концу былины упоминания о Царьграде становятся все реже и исполнены все больших анахронизмов.»

«Исследовав мистификации, содержащиеся в этом памятнике, мы легче поймем, почему Царьград играл столь малую роль в русском фольклоре, собранном в новое время. Из Голубиной книги мы узнаем, что «город городам мати» - это Иерусалим, поскольку в середине этого города есть церковь, в середине этой церкви - беломраморный ларец, а в середине ларца - риза Христова (т. 1, с. 271, 276 и др.).

Иногда «Церковь Богородицы» также определяется как «Церковь Воскресения» (т. е. Церковь Святого Гроба), чьей реликвией объявляется гробница Христа (ср. с. 295). Вот где оказался наш Царьград! Ведь риза Христова в средние века находилась не в Иерусалиме, а в Константинополе, где играла важную роль в поддержании престижа столицы как священного города. Видимо, Константинополь, священная столица христианской Империи, в народном сознании иногда амальгамировалась с Иерусалимом, священным городом Библии.»

Ещё раз перечитайте:

«Любопытным образом ... киевский митрополит Иларион ... превозносил того же князя Владимира как «крестителя Руси» ... но одновременно принижал значение «Нового Рима» и империи. Он сравнивал этого русского святого в первую очередь не с императором Константином, но с самими апостолами ..."

Кому-то может и любопытно, но мне это очевидно.

Князь Владимир – 1232 – 1291, Император Константин – 1255 – 1299.

Владимир крестил Русь в 1265 году, когда Константину было 10 лет.

«посещение Константинополя апостолом Андреем в списке не упомянуто»

А как могло быть иначе?

Во время апостола Андрея Константинополь – это и был Иерусалим.

«… исполнены все больших анахронизмов …»

Я очень хорошо знаю происхождение этих анахронизмов.

«Видимо, Константинополь, священная столица христианской Империи, в народном сознании иногда амальгамировалась с Иерусалимом, священным городом Библии.»

И понимаю, почему она амальгамировалась.


home page 

Комментариев нет:

Отправить комментарий