четверг, 5 августа 2021 г.

Русская интеллигенция и карма

 

Микалоюс Чюрлёнис. Истина. 1905 г.

Начну с определения.

Интеллигенция — слово, используется в функциональном и социальном значениях:

·             в изначальном смысле слово использовалось в латинском языке, указывая на широкий спектр мыслительной деятельности;

·             в социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта, передовые для своего времени нравственные идеалы.

 Ясное дело, что русская интеллигенция вдобавок обладает специфическими качествами в силу социальной обстановки в России, затем в СССР и уже в наше время.

Да, конечно, можно обратить внимание ещё на национальность, но я не обращаю, поскольку меня интересует религиозный аспект, а интеллигенция не религиозна или слегка, точнее, культурно религиозна.

Дескать, религия – культурный феномен. Да, всё это интересно. Да, это может быть предметом науки. Да, результаты этой науки можно использовать. И вожди лучше или хуже это использовали. Но чтобы сказать, что, скажем, христианство – истина нашего бытия, нет, это чересчур.

А когда в жизни отдельного интеллигента исполняются библейские заповеди в части наказания за грех, а что такое грех отдельный интеллигент понимает, то он говорит: «Карма».

Почему же русской интеллигенции так симпатичен буддизм с его кармой, а для продвинутых ещё и с йогой, медитациями, и может даже со срединным путём Будды.

Полагаю, что всё довольно просто. Буддизм вполне похоже отражает существующий духовный мир, но он очень неконкретен. Нет понятия греха в конкретных формулировках. Нет вообще Бога вместе с Его ясными даже для простого человека законами и историей взаимоотношений с народами.

Буддизм – как правило хорошего тона: нельзя говорить правду, если она способна огорчить.

Но жизнь сурова и конкретна. Несмотря на такие замечательные качества интеллигенции как «критический способ мышления, высокая степень социально-психологической рефлексии, способность к систематизации знаний и опыта и передовые для своего времени нравственные идеалы» КАРМА  явно не благоволит к ней.

Почему? Думаю, что огорчает интеллигенцию не карма, а Бог в соответствии с Его очень конкретными требованиями, которые очевидно не просматриваются в мутном пересказе буддизма.

Чурлянис… нарушил закон толпы, закон, которым никогда не поступится толпа и по которому всякий говорящий должен говорить понятно… В большинстве своём зритель считает, что картина Чурляниса всё равно непонятна, и потому воспринимает её как музыкальные созвучия и переживает лишь жалкие обрывки собственных чувств и пигмейских трагедий… Чурляниса нужно смотреть, понимая, что в его картинах вообще нет излишних подробностей, как нет подробностей вообще — в них всё главное. Язык картин прост, ясен и целен, а само творчество Чурляниса есть зрительное откровение прекрасного гармоничного мира, вечной беспредельной жизни.

В. Чудновский. Н. К. Чурлянис // Н. К. Чурлянис. — Петроград: Изд-во «Аполлона», 1914.

Не буду спорить про закон толпы, но совершенно точно, что он нарушил заповедь:

«Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого»
(Матфея 5:37).

Болезнь Чюрлениса, как утверждали те, кто его знал лично, проявлялась в том, что он периодически впадал в некое психотическое состояние, во время которого он пребывал в состоянии экстаза, у него были галлюцинации, причем и слуховые, и визуальные. Сам он утверждал, что в такие моменты испытывал состояние «высшей гармонии», которое заключалось в слиянии основных семи тонов музыки и семи цветов спектра.


home page 

неопубликованные результаты, unpublished results

Комментариев нет:

Отправить комментарий