четверг, 30 июля 2020 г.

Я и Система: а я и здесь молчать не буду.




Оказалось, что офис фирмы, в которой я должен был работать просто-таки в пяти, не фигурально, минутах от Андрея Шишкова. Я стал часто перед работой заходить на несколько минут к нему. Обсудим свежую обстановку по долларам и ещё по чём-нибудь и я на работу.
Естественно, зацепили и математику, и мои математические проблемы. Я изложил свой главный тезис по поводу ситуации в математике, имея в виду всех своих знакомых, ну и себя тоже: “Система, получающая на входе способных, талантливых и гениальных, работает очень плохо, отправляя в брак, не самых худших, а то и самых лучших, и вознося наверх посредственностей гораздо больше, чем должна. Разумеется талантливым и гениальным иногда везёт”.
Здесь и далее Системой я буду называть именно математическую составляющую общества, как правило в ситуациях, когда Она действует как единый огранизм, когда Её винтики действуют согласованно, даже не сговариваясь, понимая что хорошо и что плохо для Неё, а значит и для самих винтиков.
Андрей сказал, что я сам виноват, всё делал неправильно. Я возражал и предложил провести эксперимент. Я пошлю статью в журнал и заранее утверждаю, что рецензия будет не только отрицательной, но и не объективной. Спор я выиграл и, похоже, Андрей был удивлён. У него всё было нормально.
Но это известная история. Положить человека на что-то, принимающее форму человека и сделать каменную копию постели. Этому же человеку на этой же каменной постели будет так же, как и на в мягкой, но другому будет совсем не мягко.
Тогда, чтобы доказать свою правоту он организовал три статьи прямо в донецком институте математики, имея в виду, что он и есть представитель Системы, которая вот, пожалуйста, меня вполне поддерживает.
Статья за 2001 год почему-то не попала в электронный архив, поэтому для полноты картины я привожу только её рукопись, а на две других – записи в архиве (статья 1999, статья 2003)
Володя Деркач отнёсся ко мне с большим пониманием и тоже с сочувствием. Похоже полпредом Системы он себя не считал, поэтому предложил обойти Её, разумеется, в рамках допустимого, чтобы не ссорится с Ней. Послать статьи туда, где к ним отнесутся доброжелательно. Поскольку отрицательный опыт – это тоже опыт, то было ясно, куда надо посылать.
И три статьи были отправлены в “Matematychni Studii, где они, хотя и с некоторыми приключениями, но всё же вышли (статья 2001, статья 2002, статья 2008). Спасибо Редакции журнала!
К слову замечу, что вначале поиск точных решений классической задачи о движении тяжёлого твёрдого тела я решил начать только с однозначных, полагая, что это более лёгкая задача, чем поиск сразу всех.
Добавлю также, что первая статья в “Студиях” рецензировалась три года. Насколько я понимаю ту ситуацию, рецензировал её Павел Васильевич Харламов
При первом знакомстве он отнёсся достаточно скептично к моим результатам, будучи совершенно уверенным, что комплексные числа для действительной физической задачи в принципе ничего не могут дать. Мои доводы он слушать не стал. Закончил беседу словами: “Вот, когда Вы из своей науки что-то получите для действительного движения, тогда и поговорим.”
Но в первой моей статье в “Студиях” как раз и приводились соотношения между параметрами, соответствующие известным интегрируемым случаям (Теорема 8). Он, конечно, эти соотношения прекрасно знал, но как быть с тем, что я как раз их и выводил из общих свойств решений именно в комплексной области?! Наконец, будучи в неловком положении перед редакцией, он вынужен был признать мою правоту.
Статья вышла в 2001 году. В 2001 году он ещё раз со мной поговорил. Не спорил, но и не распрашивал. Дал пару дельных советов. Мне показалось, что он довольно сильно огорчён. Умер он тоже в 2001 году.
Лично я ни в чём не могу упрекнуть Павла Васильевича, но мне весьма жаль, что нашедший два последних самых сложных случая из известных, Анатолий Иосифович Докшевич свой метод, будучи под началом П.В. Харламова, не опубликовал.  А метод как раз и основывался на исследовании асимптотики особых точек решений с комплексным временем, он мне это сказал буквально одной фразой после одного из моих докладов.
Будучи сотрудником ИПММ, А.И. Докшевич, был винтиком Системы, которому не повезло. Каменное ложе, которое Система ему выделила, не подошло по размеру. Но результаты Докшевича Система во все свои отчёты о достижениях включила.
Мне же Система очень прозрачно стала намекать, что я себя веду неправильно. Как мне объяснили, я должен был догадаться, что Система хочет от меня и это выполнить. “Не чувствуешь ты, Саша, ауру,” – сказал мне мой друг.
Нельзя сказать, чтобы я совсем уж ничего не чувствовал. Но я решил попробовать объяснить Системе свои условия. Вдруг дело просто в том, что никто Системе не объяснял, например, что не хорошо писать нечестные рецензии.
Первая успешная проба пера состоялась в журнале “Украинский математический вестник.” Рецензировал статью, как я понимаю,  не один человек. Весьма квалифицированный нашёл ошибки, которые были в статье, а окончательную вторую и, по-видимому, часть первой с негативными характеристиками писал менее продвинутый математик.
За ошибки, конечно, спасибо, поскольку после исправления статья приобрела даже некоторый шик. С небольшой натяжкой могу сказать, что квалифицированный рецензент просто превосходно дополнил пропущенный случай в классификационной теореме.
Но малоквалифицированный рецензент то ли не понял статью, то ли так почувствовал ауру, что даже для весьма приличной статьи написал отрицательную рецензию. При этом, разумеется, пришлось погрешить против истины. Где-то не заметить объяснения, где-то не понять результат, где-то банально соврать.
Естественно, я расписал эту рецензию в лучшем виде, объяснив редакции журнала, насколько не прав рецензент.
Надо отдать должное Игорю Владимировичу Скрыпнику, который принял решение о публикации статьи без положительной рецензии.
Донецкие механики после этого так на меня разобиделись, что Андрей, будучи техническим секретарём журнала, вообще не смог найти хоть кого-нибудь, кто захотел бы официально представить статью в журнал, и представил её сам.
В Харькове без приключений тоже не обошлось.
Моя статья прошла все преграды и я уже отправлял корректуру. Но видно в Харькове ветер подул из недружелюбной стороны. Отправляю, мне не отвечают, что письмо получено. Второй раз – то же самое. Обратился к знакомому программисту, думая, что может у меня не в порядке почта. Он повторил мои действия – результат тот же. Тогда он написал программу, которая сбрасывает в редакционную почту моё письмо каждый час. Очень скоро знакомому программисту ответили, что таки да, получили моё письмо и попросили унять его программу. Что было и сделано.
В этой статье был подробный вывод асимптотики в особых точках решений задачи твёрдого тела.
Что-то мне подсказывает, что именно после  этого в Харькове я стал terrible mathematician.
Вы думаете я огорчился? А что мне было терять? Нет, я вошёл во вкус.



Комментариев нет:

Отправить комментарий