ШКОЛЬНУЮ МАТЕМАТИКУ – ЗА ГОД!
Ко мне не раз приходили школьники начавшие в сентябре учиться в выпускном классе и желавшие подготовиться к поступлению в вуз. Что-то они знали сносно, что-то не очень. Но надёжной базы не было: всё, что они помнили, объяснить не могли.
Я далёк от того, чтобы искать виноватых, хотя, конечно,
имею объяснение, из-за чего эта системная проблема возникала.
Никогда
не было времени записать на носитель всё то, что я в таких случаях
рассказывал. Сейчас подумаю об этом, время вроде бы есть.
Книга "Школьную математику – за год!" не
будет толстой, в ней задачи будут в очень небольшом количестве, как
иллюстрации. По поводу задач отсылаю к замечательному задачнику Сканави.
Пользуясь случаем, сообщаю, что Сканави – это фамилия Марка
Ивановича, редактора книги. А её авторами являются замечательные
педагоги-математики В.К. Егерев, В.В. Зайцев, Б.А. Кордемский, Т.Н. Маслова,
И.Ф. Орловская, Р.И. Позойский, Г.С. Ряховская, сам М.И. Сканави, А.М.
Суходский и Н.М. Фёдорова.
Учиться будем не по классам, а по темам, как в книге
Сканави. Моя задача – объяснить, откуда берутся формулы и рассказать что-нибудь
полезное в связи на примере решения задач.
Содержание
Гл.1. Алгебраические выражения, уравнения, неравенства.
Гл. 2.Тригонометрические выражения, уравнения, неравенства.
Гл. 3. Показательная функция. Логарифм.
Гл. 4. Прогрессии. Бином Ньютона.
Когда я занимаюсь с учениками, то на сколько возможно,
учу их думать и тренирую сообразительность. Кто-то, возможно спросит, а не одно
ли это и то же. Отвечу.
Нет, думать – это, в первую очередь, наводить порядок в
голове: систематизировать знания, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Быть сообразительным – это уметь выдумывать нестандартные гипотезы.
И первое, и второе, разумеется, полезно, эти качества
часто в разных сочетаниях присутствуют одновременно, но абсолютно необходимо
первое.
Умение думать возникает и развивается при разборе
доказательств. Печаль сегодняшнего дня – это то, что даже школьные отличники
всё знают – и ничего не понимают. Просто добросовестно выучили все формулы и
запомнили все типы решений школьных задач, которых не так уж и много.
Моя книга пишется, в первую очередь, ради создания
надёжной основы для дальнейшего изучения математики и усвоения навыка думать. В
идеальном варианте на любую информацию человек должен реагировать,
автоматически задавая себе вопросы: кто сказал, правдоподобно ли это, зачем
сказал, что полезного для меня.
Что касается сообразительности, то можно решать
олимпиадные задачи или разбирать их решения. Но замечу, что отличное знание и
понимание школьной программы, даже без сообразительности, вполне достаточная
база для первых двух курсов вуза.
Теперь два слова для специалистов и для вдумчивых школьников.
На чём я собираюсь основывать доказательства?
Возможно, я удивлю, но на аксиомах только во вторую
очередь. А в первую – на наглядной очевидности. Известно, что школьные аксиомы
вовсе не формулируются полным списком. О них обычно говорят вскользь, что вот,
надо, значит, всё основывать на аксиомах. Но в школьных доказательствах я
что-то не припомню постоянного упоминания, что, например,
a+b = b+a
это аксиома или, что «между
двумя точками можно провести прямую и притом только одну», тоже аксиома. А вот
что "произведение нуля на любое число снова нуль" это не аксиома.
Ясно, почему так происходит. На то они и аксиомы, что
очевидны. А до понятия строгости школьникам ещё надо дорасти.
Тем более что, напомню: теорема Ферма (1601-1665) о
производной в точке экстремума была доказана и интегральное исчисление Ньютона
(1642-1727) и Лейбница (1646-1716) было создано задолго до строгого понятия
предела Коши (1789-1857). А аксиомы Колмогорова (1903-1987) в теории
вероятности после основателя самой теории Паскаля (1623-1662) – появились и
того позже. И ничего, существовали себе и дифференциальное, и интегральное
исчисление, и теория вероятностей.
Но я, конечно, не против аксиом. Просто я их помещаю не в
начале, а в конце. Когда школьники созреют до осознания их необходимости, тогда
и заглянут в них и убедятся, что всё в порядке. Все наглядно очевидные
факты из аксиом таки вытекают.
Комментарии
Отправить комментарий