четверг, 23 июля 2020 г.

Не хватает проблем? Напиши докторскую диссертацию.


Ровно год после защиты кандидатской я не брался за математику. Сказалось и отрицательное впечатление от бюрократической стороны защиты, и мучительный поиск нужного результата в нервной обстановке то ли водоворота, то ли лавины чужих результатов, и полное непонимание: что всё-таки делать.
Первая мысль: “А может и не нужно дальше куда-то карабкаться? Можно вполне неплохо жить и с кандидатской степенью.” И я согласился с этой мыслью. И прожил с ней год.
Но только год. Желание снова вернуться к задачам, поискам и озарениям возникло резко и как насущная потребность. И тут снова всё само собой сложилось.
Забыл сказать, что с Донецком тоже всё сложилась само собой. За два месяца до моего приезда из Москвы Гена Фельдман, преподававший топологию на кафедре математического анализа и теории функций ДонГУ, по своим личным причинам переехал в Киев, кафедре понадобился специалист по топологии и меня без проблем взяли.
Теперь от меня требовали повышения квалификации и я, естественно, поехал в МГУ. И это в состоянии, когда, как писал поэт, “пальцы просятся к перу, перо к бумаге.”
Всё было здорово, а особенно лекции Б.М.Левитана по почти периодическим функциям. Но самое главное, что там я понял как получить асимптотику общего вида для особых точек решений задачи о движении тяжёлого твёрдого тела. А именно, нашёл простую замену переменных, которую, как потом выяснилось на семинаре В.В Румянцева, знали многие, но не знали, что из неё можно извлечь. Пытаясь понять геометрию этой локальной, в окрестности особой точки, замены, я естественным образом пришёл к ещё более замечательной идее факторизации фазового пространства.
Задача о движении тяжёлого твёрдого тела в моём списке проблем появилась ещё на пятом курсе, когда я ходил на совместный семинар В.В. Козлова и А.Т. Фоменко. Но тогда надо было доводить до конца многомерный аналог случая Лагранжа и кроме общих мыслей о задаче твёрдого тела у меня ничего не было.
Теперь же всё опять сложилось. Понимая, что я могу извлечь из своей идеи, пока не раскрывая её, я просто написал ряд теорем, которые мог бы из неё получить, вместе с общей постановкой задачи.
Быстро опубликовал это в украинских докладах по представлению И.В. Скрыпника и попросился на семинар В.В. Козлова, который просто по трём страницам заметки сказал, что мне надо писать докторскую диссертацию. Вдобавок, В.В Румянцев после доклада пообещал опубликовать подробную статью в “Прикладной математике и механике.”
Я пишу в украинские доклады ещё две заметки с минимальным промежутком. В одной излагаю основные идеи диссертации, а в другой – возможные следствия в КАМ-теории. Снова еду в Москву, докладываю и беседую с В.И. Арнольдом по предполагаемым теоремам КАМ-теории. Владимир Игоревич всё одобряет и предлагает опубликовать подробные результаты в “Функциональном анализе.”
Наконец, как трамплин – рекомендация Валерия Васильевича в докторантуру.
Крушение надежд на быстрый головокружительный успех совпало с крушением Советского Союза. 1991 год.
О грустном – уже в следующей заметке.

home page



Комментариев нет:

Отправить комментарий