среда, 15 июля 2020 г.

Университет. Главное не утонуть.


Сейчас я уже знаю, если что-то начинается хорошо, а то и отлично, жди серьёзных проблем. Но тогда я этого не знал.
Поэтому учёба начиналась для меня очень неплохо. Зоя Михайловна Кишкина, преподаватель по математическому анализу и куратор на первом занятии провела входную контрольную, которая у неё была и выходной, то есть такой же как в конце семестра. Цель проста – первокурсникам, между прочим, собранным с необъятных просторов СССР, лучшим из лучших, с соответствующими самооценками, показать, что они ничего не знают. По её суровому воспитательному замыслу все или почти должны получить двойки и осознать.

В нашей группе так и произошло, но Паша Грозман и я получили по “отлично” и Зоя Михайловна, следуя своей логике и системе, освободила нас на семестр от занятий. Паша, как человек, прошедший московский физико-математический интернат, знал, что делать и меня научил.
Оказывается, на 22 этаже в библиотеке есть конспекты лекций всех лекторов. И это было ровно то, к чему меня жизнь уже подготовила. Читай, изучай, думай. Я и подумал, зачем я хожу на лекции. Почти на всех было, прямо скажу, скучно.
Как-то на лекции по аналитической геометрии, понимая, что лектор будет рассказывать в ближайшие десять минут, я прилёг головой на конспект.  Слышу: “Вы, что спите?” “Нет”, – говорю.
Вроде всё нормально, но осадок остался. Короче, во втором семестре на лекции я ходил только к Альфреду Львовичу Шмелькину 

на алгебру. Сессию сдал на “отлично”, стал получать повышенную стипендию. Подумал, а зачем я хожу на все практические занятия? Решил не ходить.
Зоя Михайловна на второй семестр меня не освобождала от занятий, поэтому на экзамене отправила меня к самому суровому экзаменатору. При ответе я думал очень тщательно, боялся подвоха, но всё произошло хорошо. То есть получил “отлично.” А вот, по алгебре, на которую ходил, получил “хорошо.” До сих пор помню ту несложную задачку, которую не смог решить. Досадно, конечно, но не более.
Первый серьёзный удар от Судьбы в университете я получил, когда всё, казалось, шло замечательно.
Оказалось, Паша Грозман, которого я считал себе ровней, мне совсем не ровня, а призёр Международной олимпиады, в то время как я даже на Всесоюзной олимпиаде ничего не смог решить. И, как выяснилось, всё, что мы вместе учили, он усваивает гораздо лучше и быстрее.
И он не единственный призёр Международной олимпиады на факультете, а есть ещё и победители. Кто-то скажет: “Подумаешь,” а для меня жизнь, которая вроде обрела понятные и приятные перспективы, вдруг рухнула. Обломками, конечно, не привалила, я оставался пока почти отличником с повышенной стипендией, но что впереди? Полностью пропало ощущение твёрдой земли под ногами. В общем, “пал туман и оказался в гиблом месте я.”
И возникло, в общем, правильное чувство, что дальше будет хуже. Может именно это чувство больше тревожило меня, а не то, что я далеко не лучший. В конце концов, я же не жутко расстроился, когда пролетел на Всесоюзной олимпиаде. Но тогда мне казалось, что всё можно исправить. А сейчас уже не казалось. Наоборот, возникло ощущение, что просто я отстаю группы лидеров всё больше и больше.
И в этом тяжёлом настроении надо выбирать кафедру, а значит, почти математическую судьбу, хотя я кроме учебников, которые, конечно, были необходимой базой, ничего не знал.
Но надо, конечно, отметить, что я был не самым несчастным студентом.
Пока не буду углубляться в вопрос, а что такое Счастье, а каков смысл ударов Судьбы, взлётов и падений, а просто расскажу пару историй.
Я поступал вместе с Юрой, своим одноклассником по интернату.  Он настолько был способным, что поступал, когда ему не было даже шестнадцати лет. По свидетельству о рождении. Само собой сессию сдал нормально, но бросил, чтобы уехать в город Харьков к любимой девушке поступить в медицинский институт, которая всё равно вышла за другого, после чего уехал в США, кажется в Нью-Йорк, где работает гинекологом.
История напоминает анекдот с крылатой фразой: “Молодой человек, если бы я был грамотным, я бы сейчас работал на заводе “Красный Пролетарий.”” (современная версия), но не выдумана. Юра, если читаешь это, привет и наилучшие пожелания!
Когда я сдавал документы в аспирантуру, Сергей, старше меня на год, победитель Международных олимпиад, забирал. На вопрос зав. аспирантурой, почему он это делает, Сергей при мне разрыдался.
Другой Сергей, кажется, призёр Международных олимпиад, и тоже немного старше меня, не сумев в срок представить диссертацию в аспирантуре, покончил жизнь самоубийством.
На первом курсе в моей комнате в общежитии жил Шота. Сессию сдал без троек, но сказал мне, что больше не сможет учиться в таком напряжении, и вернулся домой в Грузию.
Заметному количеству знакомых пришлось побывать в психиатрической больнице №1 им. П. П. Кащенко (“Канатчикова дача”) с депрессией, но у двух моих знакомых однокурсников были и более серьёзные причины там побывать.
А ещё студенты играли в карты. Большинство по “вист – копейка,” но были и те, что по рублю. За одним однокурсником Петей победителем республиканских олимпиад приехали родители из Киева рассчитываться с его долгами и забирать домой.
А ещё водка и даже наркотики. Одногруппнику Юре мама чуть не каждый день звонила, как он там. Юра – тихий, скромный, застенчивый. Но это не помешало ему курить, играть в карты на деньги, ну а потом и подсесть. Как мне недавно рассказали, после всех этих дел он сумел вырулить и сейчас вполне благополучен. Очень рад за него.
Чтобы Вы про меня не подумали неправильно, я тоже себя проверил на склонность к грехам. Примерно год курил понемногу, от случая к случаю. Кайфа не испытывал, но мне говорили, что это потому, что не втянулся. Так и не втянулся и бросил. Ну если не идёт, зачем себя насиловать и зря тратить деньги?
Впрочем, два раза помню было вполне в тему. Один раз куда-то ехал поездом, вышел рано на остановке на перрон и выкурил сигарету “Кент.” Приятно, эстетично и, не побоюсь сказать, даже несколько аристократично.  Другой раз в стройотряде. Когда уже все собирались домой, конкретно усталые и голодные, уже автобус домой подъехал, так подвезли раствор, который должны были привезти, разумеется, днём, но не привезли. И, вот, 22-00, а мы вырабатываем этот конченый раствор, заливаем его в опалубку и это нельзя отложить, а надо сделать быстро и обязательно. И в маленьком перекуре “Прима”, даже не “Дукат”, который как-то уважали, а “Погар” ну так облегчила моральное и физическое состояния, как ни разу до этого.
Пробовал, конечно, и водку. Выяснил примерную границу нормы. Как-то после бутылки водки на брата с одной шоколадкой на компанию из шести примерно человек мне выпало идти за следующей партией. С заданием справился, но после ещё полбутылки уже не хотелось.

Один раз меня привели в оперотряд, говорят, что якобы я нарушал порядок, хотя я помню, что просто хотел пройти домой в общежитие. Ну да, в нетрезвом состоянии, что-то может и сказал вахтёрше. Но так и она же мне что-то первая сказала.
В оперотряде вполне протрезвел, внятно отвечал на вопросы и хорошо помню, что никаких признательных бумаг не писал. Всё обошлось. Мне сказали, что за первый раз ничего не бывает.


В карты играл по "вист - копейка." Играл осторожно, чтобы быть в плюс нуле. Не часто, конечно. Всего-то рублей 100 – 150 выиграл за всё время (для понимания цен: 1 руб. 20 коп. обед в профессорской столовой), из которых получил примерно половину, а остальные пришлось простить.

      Ну да, попробовал элементы сладкой жизни, как говорила знаменитая управдом Нонна Мордюкова, и чётко осознал, не моё это, не зашло. Ощущение адреналина вроде есть, но кайф какой-то не настоящий. А увеличиваешь дозу – так особо не лучше, а утреннее послевкусие – дурная голова, дискомфорт в животе и хорошо, если в холодильнике кефир. Минералка помогает слабо, магазинский рассол вообще вредит, много уксуса, а домашний рассол где возьмёшь. Нет, не то.

И последняя беда – это любовь. Особенно некстати, когда надо врубаться в совсем не простую математику. Но это отдельная история. Как-то в другой раз.


home page

Комментариев нет:

Отправить комментарий