90-е. Разговариваю с неизвестными.
90-е. Страна начала рассыпаться. Надежда, что всё это к лучшему, рухнула. И настал день, когда мне выдали зарплату, на которую я мог бы купить три-четыре килограмма копчёной колбасы. А у меня жена и ребёнок.
На кафедре начались разговоры, что
кто-то стал брать со студентов взятки. Те, кто умел программировать, пошли в
банки в информационные отделы. Преподаватель с моей кафедры устроился в
коммерческую фирму и позвал меня в свой отдел. На фирме платили зарплату
баксами. Выбирать один вариант из одного совсем не сложно. Сиюминутные проблемы
я решил. Я ухожу из университета. Что делать с “кирпичом”? Журналы не печатают
мои статьи. Подумал: “А не сжечь ли, чтобы не бередить себе душу?”
Полистал. Нет, эти формулы –
произведение искусства, притом я получал их руками, не было ещё компьютерных
аналитических программ. Просто засунул всё это на самое дно самого глубокого
ущелья (из грузинского тоста) и погрузился в жизнь коммерческой фирмы.
Оказалось, что офис фирмы в пяти, не
фигурально, минутах от Андрея Шишкова. Я стал часто перед работой заходить на
несколько минут к нему. Обсудим свежую обстановку по долларам и ещё по
чём-нибудь и я на работу.
Первое, что меня сильно удивило на
фирме – это то, что в каждом отделе иконы. И вообще, эта тема стала
мэйнстримом. Не только бабушки, а весь народ повалил в церковь. Бизнесмены,
мужчины, юноши, девушки. Длиннющие службы, соборования, венчания, посты.
Появились великолепная святоотеческая литература. Я купил практически полное
собрание “Житий”, которое продавалось в розницу, просто с колёс. Только выходил
новый том, тут же он оказывался на прилавках церквей. Купил “Добротолюбие”,
“Патерики”, “Труды св. Иоанна Златоуста”, св. Игнатия Брянчанинова и это далеко
не всё. Разумеется, всё это читал.
На улице, не стесняясь, подходили
посторонние и начинали разговоры о Боге. Если не было срочных дел, ни разу не
уклонялся. Беседовал с протестантами, свидетелями Иеговы, мормонами. Их было
больше всего. Но ещё были католики, буддисты и иудеи. Иногда беседы
затягивались больше, чем на час. Иногда, это уже на кафедрах, после фирмы, на
несколько дней. Иногда и дольше. Я не столько хотел переубедить оппонентов или
доказать правильность моей веры, сколько меня интересовало, чем они могли
возразить против неё. Само собой, с Андреем больше всех, но и с Марком и Володей
тоже я всё это обсуждал.
На фирме пробыл два года и перешёл
работать в первый же открывающийся коммерческий вуз. Пришлось преподавать
теорию вероятностей. Осознавая себя в путах Промысла Божьего, даже не удивился. “Удовл” на третьем курсе надо искупать. На второй год работы предложили
заведовать кафедрой. Согласился. Но в конце года ректор выразил пожелание,
чтобы я кроме обычной работы, выполнял его личные просьбы и это было нечто
худшее, чем просто поставить кому-то нужную оценку.
В это время появились и другие
коммерческие вузы. Ушёл в другой вуз. Потом в третий. Четвёртым стал Донецкий
государственный университет управления до 2014 года.
Два слова о вере.
Гляжу с большим скепсисом на
дискуссии о Боге в интернете. То ли создают нужную картинку, то ли, сами не
понимают, что говорят.
Понимая всю необъятность темы,
постараюсь в двух словах обрисовать ситуацию. На конкретные возражения,
естественно, могу ответить подробно.
† Крайне неразумно спорить о том существует ли
Бог. Это тезис не доказуем и не опровергаем просто потому, что невозможно
определить, что является доказательством.
† Тезис о существовании Бога можно
считать аксиомой, которая либо принимается, либо отвергается. Более того,
систему догматов можно считать аналогом системы аксиом в математической
системе. С этой точки зрения спор о существовании Бога разумен так же, как и
разумен спор о том сколько параллельных прямых можно провести через точку, не
лежащую на данной прямой.
† Вполне осмыслена дискуссия о
противоречивости или непротиворечивости данной религиозной системы.
† Камень преткновения католицизма (не
единственный) – это догмат о исхождении Святого Духа. Католическая церковь
должна либо признать, что её основание одновременно с принятием католической
версии Символа Веры, либо, в противном случае, если считать свою историю от
Иисуса Христа и апостолов, отказаться от своего католического догмата.
† Ислам считает Иисуса Христа
пророком (Иса ибн Мариам), признаёт Новый Завет святой книгой, разумеется,
наряду с Кораном, но в Новом Завете Иисус Христос называет Себя Богом.
† Иудаизм в основных официальных
версиях признаёт Иисуса Христа праведником, которого казнили римляне по
несправедливому наговору саддукеев, но отрицает, что пророк Даниил предсказал среди многих пророчеств в
том числе и дату прихода Мессии (Машиаха).
† Буддизм признаёт Иисуса Христа бодхисаттвой (очистившим своё сознание), но не признаёт Его учение.
Разумеется, для каждого такого
противоречия можно придумать свои объяснения, например, связанные с “ошибками”
Святого Писания, неверными его толкованиями и т. д. И это уже выбор каждого человека,
на который человек имеет право. В дискуссии достаточно выяснить эти оправдания
этих противоречий. Дальнейший спор смысла не имеет.
Но, как сказал Воланд в знаменитом
произведении, кроме логических доказательств Канта, есть доказательство, не
опирающееся на разум.
«Имeйтe в видy, чтo нa этo cyщecтвyeт ceдьмoe
дoкaзaтeльcтвo, и yж caмoe нaдeжнoe! И вaм oнo ceйчac бyдeт пpeдъявлeнo».
“Он смерил
Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы
пробормотал что-то вроде: «Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла...
шесть – несчастье... вечер – семь...» – и громко и радостно объявил: – Вам
отрежут голову!
Бездомный дико и злобно вытаращил глаза на развязного
неизвестного, а Берлиоз спросил, криво усмехнувшись:
– А кто именно? Враги? Интервенты?
– Нет, – ответил собеседник, – русская женщина,
комсомолка”.
– Гм... – промычал раздраженный шуточкой
неизвестного Берлиоз, – ну, это, извините, маловероятно.
Из своего жизненного опыта я привёл
пока только один пример очень маловероятного события (если что-то хочет Бог) с целым рядом чудесных
совпадений, а именно публикации своей статьи. Если эту статью не учитывать, то
первую подробную статью после анонса темы диссертации в 1988 году я опубликовал
без всяких чудес, благодаря Андрею Шишкову, только в 1999. А это значит, что
если бы моя воронежская статья не вышла в 1993 году, то мои уважаемые
оппоненты, не нарушая приличий могли использовать идеи диссертации,
анонсированные в 1989 и 1990 и опубликовать свои доказательства. И я ничего бы не
мог возразить. Видимо, такое течение событий Богу показалось не справедливым.
Пока всё. Ещё впереди защита
докторской диссертации и новые чудеса.
home page
Комментарии
Отправить комментарий