Верую в Астрономию

 

И снова я искренне признателен присылающим мне статьи по вопросам истории, религии и истории религии. На этот раз благодарю за статью иеромонаха Никодима (Хмырова) «Обсуждение календарной реформы в Русской Зарубежной Церкви: Богословие и математика», 2018 год.

Для меня, профессионального математика – просто десерт.

 Но боюсь, что огорчу автора, как я уже огорчил, наверное, отца Макария (Веретенникова), разобравши его статьи о святителе Иларионе и о патриархе Иове.

Вроде как-то неловко – мне делают приятное, присылают статьи, а я огорчаю авторов.

Но желание «правды, только правды и ничего, кроме правды» – меня оправдывает.

Статья посвящена обсуждению календарной реформы в начале ХХ века. Рассмотрено, какие теоретические споры в сфере богословия и практические сложности, касающиеся церковных праздников, вызвал перевод в 1918 г. в России гражданского календаря на григорианский календарь. Представлена позиция Русской Зарубежной Церкви по этой проблеме, обсуждение которой шло в 1923–1925 гг. на страницах журнала «Церковные ведомости». Главное внимание уделено статье протоиерея Сергия Четверикова «Следует ли православным принимать Григорианский календарь, когда легко и просто можно исправить Юлианский с точностью, в 26 раз превышающей точность Григорианского календаря?». Данная статья была подготовлена в качестве доклада для конференции об учёном монашестве, состоявшейся в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии 4 апреля 2017 года. Конференция была организована Историческим обществом Санкт-Петербургской духовной академии.

Отмечу характерную альтернативу: или Григорианский календарь, или исправленный Юлианский. О том, чтобы просто оставить канонический календарь, речи нет.

Далее иеромонах Никодим излагает историю вопроса, делая акцент на том, что

«Несогласованность российского гражданского и церковного календарей продолжалась несколько последующих лет. С 1923 г. большинство Поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введен Патриархом Тихоном для употребления в Российской Православной Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября Патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить»».

То, что патриарх Тихон поддался давлению Советской власти не упоминается. И получается, что вроде виноваты Поместные Православные церкви, которые, конечно, виноваты, но я сейчас не о них и об их отступлении.

Из статьи князя Дмитрия Голицына-Муравлин, опубликованной в журнале «Церковные ведомости» (РПЦЗ), за 1923 год «Церковь и календарь».

«Кажется, никогда так остро не стоял вопрос о времясчислении и о праздновании дня св. Пасхи, как в наши дни. О сем говорят не только в церквях и в домах, но и на площадях, и на рынках. Особенно же он является злободневным и проходит шероховато во вновь образованных республиках, бывших русских окраинах, например в Финляндии, Эстонии, Латвии и проч. В общем почти всегда и всеми реформа Юлианского календаря признавалась необходимой…»

Если даже на рынках, то, конечно, надо рассмотреть. И не мешало бы вспомнить, чем закончилась календарная реформа Григория VII.

Впрочем, насыпая угли себе на голову, журнал опубликовал также и архивные Сигиллионы 1583 г. архиепископа константинопольского Иеремии и 1756 г. Вселенского патриарха Кирилла с анафемами реформаторам.

И как ни в чём не бывало дальше

«Но, пожалуй, наиболее интересную статью о юлианском и григорианском календарях можно прочитать в первом номере за 1925 год. Она называется «Следует ли православным принимать Григорианский календарь, когда легко и просто можно исправить Юлианский с точностью, в 26 раз превышающей точность Григорианского календаря?» и имеет подзаголовок: «Рассмотрение вопроса математическое»».

Опускаю математические объяснения Сергия Четверикова. Они вполне справедливы и несложны.

И его вывод:

«Таким образом, исправленный Юлианский календарь оказался бы в 26 раз точнее Григорианского, который в свою очередь в 25 раз точнее нашего нынешнего календаря».

Это означает, Сергий Четвериков желает улучшить еретический католический календарь.

Не могу не привести не лишённое иронии цитату иеромонаха Никодима, характеризующую умонастроение Сергия Четверикова:

«Если Богу угодно будет продлить веку нашей земли до 86.400 лет, то те, кому тогда придется жить, легко могут исправить накопившуюся суточную неточность календаря, внеся в него в том году одни лишние сутки, то есть обратив этот год из простого в високосный».

И в конце:

«Рассмотрев эту интереснейшую статью по истории календарного вопроса, мы можем в очередной раз удивиться высокому историческому, научному, публицистическому уровню подготовки священнослужителей Русской Православной Церкви в дореволюционной России, и от души пожелать, чтобы сегодня было кому продолжать эти славные традиции.»

Не знаю, кого и как удивили, а меня и Сергий Четвериков, и иеромонах Никодим, и их священноначалия – удивили изрядно.

Уж не знаю, чего больше или меньше: глупости, невежества или самомнения во всём этом.

Но страха Божия точно нет.

Анафемы не устрашают.

Я читал, что якобы Сигиллион 1583 года не настоящий. Правда, ни разу не видел конкретных имён тех знатных личностей, которые это впервые провозгласили. Всё в тумане.

Но если этот Сигиллион печатает журнал РПЦЗ, то редакция же тогда не считает его подделкой афонских монахов?

А 1756 год – это вообще никакая не седая древность.

Наконец, из текста статьи о календарном вопросе я не замечаю у Сергия и Никодима их знания пророчеств, даже Новый Завет они если читали, то не внимательно.

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. (Апокалипсис 20:2)

Какие такие 86 400 лет Сергия и умиляющегося ему Никодима?

А читал ли Сергий Четвериков письма Игнатия Брянчанинова, слышал ли проповеди архиепископа РПЦЗ Аверкия Таушева? А иеромонах Никодим – читал ли он святого преподобного Паисия Святогорца, прославленного Константинопольской и Русской православными церквями?

А веровал ли Сергий и верует ли Никодим, что некогда Господь зажигал свечи на православную Пасху в Иерусалиме?

Получается, что или не веровали и не веруют, либо слыхом об этом не слыхивали.

А ведь Бог точно знает, что Православная Пасхалия имеет отклонение от астрономических дат.

Да, в Последнее время мы живём.

 home page 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Арабская вязь на христианской иконе

Восстановление хронологии

ШКОЛЬНУЮ МАТЕМАТИКУ – ЗА ГОД!