Верую в Астрономию
И снова я искренне признателен присылающим мне статьи по вопросам истории, религии и истории религии. На этот раз благодарю за статью иеромонаха Никодима (Хмырова) «Обсуждение календарной реформы в Русской Зарубежной Церкви: Богословие и математика», 2018 год.
Для меня, профессионального математика – просто десерт.
Но боюсь,
что огорчу автора, как я уже огорчил, наверное, отца Макария (Веретенникова),
разобравши его статьи о святителе Иларионе и о патриархе Иове.
Вроде как-то неловко – мне делают приятное, присылают статьи, а я огорчаю авторов.
Но желание «правды, только правды и ничего, кроме правды» – меня оправдывает.
Статья посвящена обсуждению календарной реформы в начале ХХ века. Рассмотрено, какие теоретические споры в сфере богословия и практические сложности, касающиеся церковных праздников, вызвал перевод в 1918 г. в России гражданского календаря на григорианский календарь. Представлена позиция Русской Зарубежной Церкви по этой проблеме, обсуждение которой шло в 1923–1925 гг. на страницах журнала «Церковные ведомости». Главное внимание уделено статье протоиерея Сергия Четверикова «Следует ли православным принимать Григорианский календарь, когда легко и просто можно исправить Юлианский с точностью, в 26 раз превышающей точность Григорианского календаря?». Данная статья была подготовлена в качестве доклада для конференции об учёном монашестве, состоявшейся в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии 4 апреля 2017 года. Конференция была организована Историческим обществом Санкт-Петербургской духовной академии.
Отмечу характерную альтернативу: или
Григорианский календарь, или исправленный Юлианский. О том, чтобы просто
оставить канонический календарь, речи нет.
Далее иеромонах Никодим излагает историю вопроса,
делая акцент на том, что
«Несогласованность российского гражданского и церковного календарей
продолжалась несколько последующих лет. С 1923 г. большинство Поместных
Православных Церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской,
Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь,
совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введен Патриархом
Тихоном для употребления в Российской Православной Церкви 15 октября 1923 года.
Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими
приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября Патриарх
Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в
церковное употребление временно отложить»».
То, что патриарх Тихон поддался давлению Советской
власти не упоминается. И получается, что вроде виноваты Поместные Православные
церкви, которые, конечно, виноваты, но я сейчас не о них и об их отступлении.
Из статьи князя Дмитрия Голицына-Муравлин,
опубликованной в журнале «Церковные ведомости» (РПЦЗ), за 1923 год «Церковь и
календарь».
«Кажется, никогда так остро не стоял вопрос о времясчислении и о
праздновании дня св. Пасхи, как в наши дни. О сем говорят не только в церквях и
в домах, но и на площадях, и на рынках. Особенно же он является злободневным и
проходит шероховато во вновь образованных республиках, бывших русских окраинах,
например в Финляндии, Эстонии, Латвии и проч. В общем почти всегда и всеми
реформа Юлианского календаря признавалась необходимой…»
Если даже на рынках, то, конечно, надо
рассмотреть. И не мешало бы вспомнить, чем закончилась календарная реформа Григория
VII.
Впрочем, насыпая угли себе на
голову, журнал опубликовал также и архивные Сигиллионы 1583 г. архиепископа
константинопольского Иеремии и 1756 г. Вселенского патриарха Кирилла с
анафемами реформаторам.
И как ни в чём не бывало дальше
«Но, пожалуй, наиболее интересную статью о юлианском и
григорианском календарях можно прочитать в первом номере за 1925 год. Она
называется «Следует ли православным принимать Григорианский календарь, когда
легко и просто можно исправить Юлианский с точностью, в 26 раз превышающей
точность Григорианского календаря?» и имеет подзаголовок: «Рассмотрение вопроса
математическое»».
Опускаю математические объяснения Сергия
Четверикова. Они вполне справедливы и несложны.
И его вывод:
«Таким образом, исправленный Юлианский календарь оказался бы в 26 раз
точнее Григорианского, который в свою очередь в 25 раз точнее нашего нынешнего
календаря».
Это означает, Сергий Четвериков
желает улучшить еретический католический календарь.
Не могу не привести не лишённое иронии цитату иеромонаха
Никодима, характеризующую умонастроение Сергия Четверикова:
«Если Богу угодно будет продлить веку нашей земли до 86.400 лет, то те,
кому тогда придется жить, легко могут исправить накопившуюся суточную
неточность календаря, внеся в него в том году одни лишние сутки, то есть
обратив этот год из простого в високосный».
И в конце:
«Рассмотрев эту интереснейшую статью по истории календарного вопроса, мы
можем в очередной раз удивиться высокому историческому, научному,
публицистическому уровню подготовки священнослужителей Русской Православной
Церкви в дореволюционной России, и от души пожелать, чтобы сегодня было кому
продолжать эти славные традиции.»
Не знаю, кого и как удивили, а меня и Сергий
Четвериков, и иеромонах Никодим, и их священноначалия – удивили изрядно.
Уж не знаю, чего больше или меньше:
глупости, невежества или самомнения во всём этом.
Но страха Божия точно нет.
Анафемы не устрашают.
Я читал, что якобы Сигиллион 1583
года не настоящий. Правда, ни разу не видел конкретных имён тех знатных
личностей, которые это впервые провозгласили. Всё в тумане.
Но если этот Сигиллион печатает журнал
РПЦЗ, то редакция же тогда не считает его подделкой афонских монахов?
А 1756 год – это вообще никакая не
седая древность.
Наконец, из текста статьи о
календарном вопросе я не замечаю у Сергия и Никодима их знания пророчеств, даже
Новый Завет они если читали, то не внимательно.
И увидел я Ангела, сходящего с неба,
который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
Он взял дракона, змия древнего,
который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
и низверг его в бездну, и заключил
его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится
тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
(Апокалипсис 20:2)
Какие такие 86 400 лет Сергия и умиляющегося ему
Никодима?
А читал ли Сергий Четвериков письма Игнатия
Брянчанинова, слышал ли проповеди архиепископа РПЦЗ Аверкия Таушева? А иеромонах
Никодим – читал ли он святого преподобного Паисия Святогорца, прославленного
Константинопольской и Русской православными церквями?
А веровал ли Сергий и верует ли Никодим,
что некогда Господь зажигал свечи на православную Пасху в Иерусалиме?
Получается, что или не веровали и не веруют, либо
слыхом об этом не слыхивали.
А ведь Бог точно знает, что
Православная Пасхалия имеет отклонение от астрономических дат.
Да, в Последнее время мы живём.
Комментарии
Отправить комментарий