О начале Киево-Печерской Лавры

 

В честь святого Илариона Печерского (память 21 октября (3 ноября нов. ст.))

О духовном значении Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры рассказывать не буду.

Предание говорит, что эта Лавра – Третий удел Пресвятой Богородицы.

Первый удел – это Афон, второй – Иверия, то есть Грузия, а четвёртый – Свято-Дивеевская Лавра.

По поводу изгнания монахов из Киево-Печерской Лавры чему свидетелями сегодня мы все являемся, скажу лишь, что, по словам старцев, это ненадолго.

Как выяснилось, обещание Зеленского не вмешиваться в дела церковные ничего не стоит.

Терпеливый христианский народ чем может ответить? Разве что молитвами.

Поэтому ответит Бог, как Он и обещал: «Мне отмщение, Аз воздам».

По тому, как власть становится всё более неспособной исполнить всё то, что было обещано народу, а даже и наоборот, всё более способной привести страну к очередной Руине, мы видим наказующую руку Божию.

Не сомневаюсь, что будут наказаны и виновные, и ставшие их помощниками, и те, кто по малодушию или по маловерию с ними соглашался.

Но сейчас я об истории.

В интернете мне прислали статью «КИЕВСКИЙ МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (1051–1054)» архимандрита Макария (Веретенникова) из Вестника Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(8). 2014, 102–119.

И в этой статье есть и история, и исторические личности, хотя главное в статье – это «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона.

«Слово» комментировать я не буду, оно, как и писания первых святых отцов, само отвечает за себя и добавить к нему что-нибудь вряд ли кто осмелится.

А вот некоторые исторические обстоятельства я хочу уточнить.

Особенно в тех местах, которые теперь уже не католические, а вполне русские церковные историки называют «ошибками летописцев».

Напомню, что ошибки летописцев стали обнаруживать сначала немецкие историки Петра Первого, а затем, к моему большому огорчению, и послушные немецким историкам российские, притом не только светские, но и церковные.

Не надо, поэтому, удивляться невообразимым несоответствиям в датах и, в том числе, отсутствию дат важных исторических событий и личностей.

Русскую, а потом российскую историю правили под западную.

Моя же скромная задача – восстановить настоящую историю, которая нелепостей не имеет.

Я предъявил такую историю с главными событиями и историческими личностями в книгах «Восстановление хронологии», «Восстановление истории» и «Опровержения классической и подтверждения настоящей истории».

Но любая новая информация вынуждает меня обращаться к деталям, которые, избавившись от противоречий, я хочу поместить в свою настоящую историю.

Напомню, что основные нелепости и несоответствия общепринятой классической истории связаны с её растяжением (удлинением) более, чем на тысячу лет, и, естественно, это растяжение было неоднородным – чем дальше вглубь веков, тем легче манипулировать с датами и событиями.

Чем меньше документов о событиях и личностях – тем в более далёкое прошлое можно их «отправить».

Итак, что мы имеем.

Митрополит Киевский Иларион.



«В лѣто 6559 (1051). Постави Ярославъ Лариона митрополитомъ, русина, въ святѣй Софьи, собравъ епископы. И се да скажемъ, что ради прозвася Печерьскый манастырь. Боголюбивому бо князю Ярославу, любящю Берестовое и церковь ту сущюю Святыхъ Апостолъ, и попы многы набдящю, в нихже бѣ презвутеръ именемь Ларионъ, мужь благь и книженъ, и постникъ. И хожаше с Берестоваго на Днѣпръ на холмъ, кдѣ нынѣ ветхый монастырь Печерьскый, и ту молитву творяше, бѣ бо ту лѣсъ великъ. Ископа печерку малу двусажену, и приходя с Берестового, отпѣваше часы и моляшеся ту Богу втайнѣ. По семь же Богъ князю вложи въ сердце, и постави и́ митрополитом в святѣй Софьи, а си печерка тако оста».

Можно, конечно, сказать, что хочется подробнее и поточнее, но всё-таки ясно, что Печерский монастырь был основан при Ярославе Мудром. В автобиографической записи Илариона (л. 203 Синодального списка) говорится:

«Аз милостию человеколюбивааго Бога, мних и прозвитер Иларион, изволением Его от богочестивых епископ священ бых и настолован в велицем и богохранимем граде Кыеве, яко быти ми в немь митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу сыну Владимирю. Аминь».

 Епископ Владимирский Симон писал печерскому иноку Поликарпу, что из Жития Антония Печерского он узнал о том, что Иларион совершил монашеский постриг и рукоположил во иерея святителя епископа Ростовского Леонтия:

«Первый — Леонтий, епископ Ростовьскый… Илариона же митрополита, и сам чел еси в житии святаго Антониа, яко от того пострижен бысть, тако священства сподоблен».

После 1051 года дальнейших сведений об Иларионе нет. Под 1055/1056 годами Новгородская вторая летопись упоминает имя следующего митрополита Киевского — Ефрема, по происхождению грека.

Ещё совсем немного о митрополите Иларионе в его житии: 

«В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом. Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого († 20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г.»

О датах пока ничего не говорю, но мне совсем не очевидно, что святой Иларион отошел ко Господу ранее Ярослава Мудрого, особенно с учётом не придуманного факта: «В ряде источников ошибочно отождествляется с преподобным Иларионом Печерским (ум. 1074), схимником Киево-Печерского монастыря.»

Схимник Иларион Печерский


А давайте посмотрим, что за источники говорят о каждой из версий и обратим внимание на время рождения каждой из версий.

Кстати, упомянем ещё об одной версии в связи с основанием Киев-Печерской Лавры.

После смерти князя Ярослава Мудрого (1054 год) вокруг Антония начали собираться ученики и стала складываться монашеская община. 

Как же так, в церковнославянском тексте ведь ясно сказано, что монастырь был основан при Ярославе Мудром митрополитом Иларионом?

А в истории Киево-Печерской Лавры сказано так: 

«Принято считать, что Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием. С монастырём связаны имена Илариона Русина, летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.»

Как-то всё очень скромно про Илариона Русина. Про Нестора сказано, чем он известен, а что Иларион Русин – митрополит и автор «Слова о Законе и Благодати» почему-то не сказано.

И не сказано, как связано имя Илариона Русина. Про Нестора сказано, чем он известен, а что Иларион Русин – митрополит и автор «Слова о Законе и Благодати» – почему-то не сказано.

И не сказано, как именно связано имя Илариона Русина с монастырём.

И обратим внимание на то, что митрополитом Киевским Иларион был менее трёх лет. Мне трудно же поверить, что в должность он приходил при весьма слабом здоровье.

Зато легко поверить, что его сместили.

А поскольку его заменили греком, то роль Константинопольского патриархата видна, понятна и логична.

Как должен поступить основатель Киево-Печерской Лавры, первым ископавшим себе пещеру?

Крайне логично ему вернуться в свою пещеру схимником.

А что мы о схимнике Иларионе знаем?

«… беяше бо книгы хитр писати, по вся дни и нощи писаше книгы в келии блаженного отца нашего Феодосия» 

и 

«Чернец Ларион по вся дни и нощи писаше книги в келлии преподобного отца нашего Феодосия, оному Псалтирь поющу усты тихо, руками же прядущу волну, или ино что делающу».

В одном сказании о житиях святых, составленном в XVIІ веке по древним надписям на досках, закрывавших пещеры с мощами, об Иларионе Печерском говорится следующее: 

«Преподобный Иларион схимник такого воздержания был, иже в неделю раз только и то мало что едал, ревнуючи преподобному Феодосию, бо и сожитель его был, молитв же и молений много, день и нощь, с коленопреклонением и слезами творяше, угодил Господу Богу».

Мощи преподобного Илариона Печерского почивают в Феодосиевой пещере рядом с мощами Моисея Чудотворца и Пафнутия Затворника.

В то время мало кто был не просто грамотным, а мог писать книги, поэтому автор великолепного литературного памятника «Слово о Законе и Благодати» очень легко угадывается в схимнике Иларионе.

И наоборот, как только мы разделяем митрополита и схимника, так сразу наступает конец жизни такого заметного человека, каким был Киевский митрополит, и всё покрывается мраком! О подвижнической жизни такого человека и о его смерти должны же были написать в патерике. Но смерти не было! Получается, что это был один и тот же человек.

 А что было делать историкам «гнезда Петрова», если Иларион, ставший митрополитом Киевским, родился около 990 года по классической истории – и жил при Владимире Великом, умершем в 1015 году. Схимник Иларион умер в 1074 и митрополита Илариона не было на похоронах Ярослава Мудрого.

Как им писать житие митрополита Илариона после его смещения, не прогневав Константинопольский патриархат, наверняка не одобрившего назначение на киевскую кафедру русского митрополита?

И теперь самое интересное. Кто же не просто предположил, а доказал, что митрополит Иларион и схимник Иларион – два разных человека, после чего гипотеза о одном Иларионеат, наверняка не одобрившего назначение на киевскую кафедру русского митрополита?

И самое интересное. Кто же не просто предположил, а доказал, что митрополит Иларион и схимник Иларион – два разных человека, после чего гипотеза о одном Иларионе 

"... не была принята научным сообществом?

Архиепископ Филарет (Гумилевский) не принимал этого (Илариона митрополита и Илариона схимника) отождествления.

Архиепископ Филарет (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский, при рождении Конобеевский;1805—1866 — священнослужитель Русской православной церкви, библеист, библиограф, богослов, издатель древних текстов, канонист, критик, литургист, патролог, переводчик, церковный историк и миссионер.

Замечательно.

Человек, родившийся в 1805 году так убедительно всё доказал об Иларионе времён Ярослава Мудрого, что всё научное сообщество с ним согласилось.

И вишенка на торте.

В академии 19 августа 1829 года Дмитрий был пострижен в монахи. Во время церемонии митрополит Филарет (Дроздов) присвоил ему своё имя.

А Филарет Дроздов, напомню, знаменит тем, что под его руководством была фальсифицирована Библия при переводе её с церковнославянского на русский.

И это только усиливает мою уверенность, что не «летописцы ошибаются» в очередной раз в истории митрополита Илариона, а не боясь Бога, российские церковные историки по приказу сверху правят настоящую историю.

Факты статьи архимандрита Макария (Веретенникова), а также Википедии, дают мне основание уточнить годы жизни Ярослава Мудрого.

При составлении своей хронологии Рюриковичей я изменил возраст князей при рождении их наследников, ввиду полной несуразности классических дат. В результате вся династия расположилась в промежутке от проповеди апостолов до достоверного времени Феодора Иоанновича. Поэтому с высокой степенью достоверности все даты рождения князей соответствуют моей – настоящей – истории.

Что касается дат смерти, то они на хронологию не влияют, но они должны соответствовать историческим фактам присутствия князей при известных событиях.

Поэтому при первом рассмотрении хронологии Рюриковичей годы жизни князей я не изменял, следуя классическим датам, хотя и допускал, что годы жизни князей в классической хронологии увеличены.

История начала Киево-Печерской Лавры попадает на время борьбы за киевское княжение сыновей Ярослава Мудрого.

Если соглашаться с годами жизни и правления Ярослава Мудрого, плотность событий после его смерти не соответствует логике событий. И при этом Ярослав Мудрый ещё жив при правлении Всеволода Ярославича, что противоречит уже не только датам, но и фактам, в которых нет причин сомневаться.

Кроме того, фактом является то, что последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.

А что за правление из Вышгорода мне понятно. И время нахождения Ярослава Мудрого в Вышгороде неизвестно. И снова мне понятно почему.

Поэтому восстановление правильного порядка событий и просто следуя здравой логике, я вынужден был уменьшить и годы его жизни, а это замечу 76 лет,  годы весьма почтенные для тех времён, и годы его правления 38 лет.

Согласно классической версии, борьба за киевский престол от Изяслава Ярославича до Всеволода Ярославича продолжалась 22 года. Вместе с правлением Ярослава Мудрого получаем 60 лет.

Отталкиваюсь от основных дат хронологии Рюриковичей, которые трудно изменить – от смерти Владимира Великого и начала княжения Ярослава Мудрого 1291 г. до начала княжения Всеволода Ярославича 1320 г. и года смерти Святослава Ярославича. Промежуток – 30 лет.

Похоже, его удлинили ровно в два раза.

Не изменяя фактов и событий, получаю искомую хронологию. Подробности смотрите в продолжении моих основных книг по истории.

Восстановление настоящей истории в деталях.


home page 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ШКОЛЬНУЮ МАТЕМАТИКУ – ЗА ГОД!

Арабская вязь на христианской иконе

Восстановление хронологии