четверг, 20 мая 2021 г.

Чехов и человек в чёрном

 


Как известно, прошлого не изменить. Но не раз я убеждался, глядя на близких мне людей, что и настоящее тоже изменить очень трудно. И очень часто и будущее тоже.

Есть логика событий, есть логика жизни, есть логика истории. Она достаточно проста, но в ней один «недостаток», который для кого-то приговор, а для кого-то шанс.

Наказание редко бывает сразу за преступлением. Для чутких к своей совести и умеющих думать – это шанс смягчить наказание или избежать его вовсе. Для очень многих замечательных, умных, талантливых, но надеющихся не на своё исправление, а на «авось проскочу» или безвольных, опускающих руки, думающих, что «ничего нельзя изменить» — это приговор.

У профессии писателя, как впрочем, у любой другой, есть свои искушения. Главное – это иллюзия преодоления грехов присвоением этих грехов своим героям. Кому не ясно в чём источник «Лолиты» Набокова, «Анны Карениной» Толстого, «Преступления и наказания», «Игрока» Фёдора Михайловича Достоевского.

Только одни находят дорогу к церкви и спасают свои бессмертные души, другие – нет. Пушкин, Гоголь, Достоевский – да, Лермонтов, Толстой, Чехов – нет. Оба списка легко продолжит каждый, открыв биографии тех, кто дорог своими стихами, повестями, романами.

Для совсем недогадливых поясню. Пушкин после дуэли перед смертью исповедал свои грехи, простил всех, кто был виноват перед ним. Лермонтову Бог этого шанса не дал. Лермонтовский «Демон» стал причиной искушения и падения ещё одного великого таланта – Врубеля.

Пушкин перед смертью причастился Тела и Крови Иисуса Христа, Чехов попросил шампанского.

«Взял бокал, повернул ко мне (Ольге Леонардовне, жене) лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: „Давно я не пил шампанского…“, спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда»».

В грустном списке народу больше.

А.П. Чехов написал «Чёрного монаха» в 1894, а умер в 1904.

Весь рассказ можно практически без правки включать в святоотеческую литературу как яркий пример того, что в монашеской жизни называется «прелестью», а  в переводе на светский язык, прельщением, обманом человека теми сущностями, от которых может защитить только истинная церковь.

А прочитать об этом можно даже не в трудах столпов христианства, а хотя бы в «Житиях святых», литературе для гимназистов тех времён по предмету «Закон Божий».

Кажется, протяни руку и прочти. В минуты ясного сознания. Ведь наваждение не было непрерывным. Десять лет прошло от ясного Божьего предупреждения до наказания смертью.

Что добавить по сути произведения? Было ли это видением или реальностью?

Отвечаю. Реальностью. Но того мира, который атеисты считают нереальным.


Комментариев нет:

Отправить комментарий