Олеся
Это грустная история.
«Олеся» — повесть Александра Ивановича Куприна, одно из первых
крупных произведений, написано в 1898 году, и в том же году опубликовано в
газете «Киевлянин». По признанию автора,
это одно из самых его любимых произведений. Главная тема — трагическая любовь
городского барина Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси.
Героя Ивана Тимофеевича забросила судьба «на целых шесть
месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья».
Одолеваемый скукой, он пытается познакомиться с крестьянами, пробует их лечить,
обучает грамоте своего слугу Ярмолу, но всё это оказывается бесполезным.
Единственное занятие, которое ему остаётся — это охота.
В один ненастный вечер Ярмола
рассказывает Ивану Тимофеевичу, что поднявшийся ветер — дело рук колдуньи, и о
том, что в лесу живёт ведьма Мануйлиха со своей внучкой. Через три дня на охоте
Иван Тимофеевич, сбившись с пути, попадает в избу к Мануйлихе, где знакомится с
Олесей, которая помогает ему найти обратную дорогу.
Весной, вернувшись в лесную
избушку, герой просит Олесю ему погадать. Та предсказывает ему невесёлое
будущее, одинокую жизнь, желание покончить с собой. Рассказывает, что в
ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», темноволосой, как и она сама.
Иван Тимофеевич не верит картам и просит её показать свои способности, в ответ
Олеся демонстрирует ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. Молодой
барин становится частым гостем в лесном доме.
Однажды он застаёт хозяек в
унынии, оказалось, что урядник Евпсихий Африканович выгоняет женщин из их дома.
Иван Тимофеевич встречается с полицейским и, подкупив его подарком, просит
оставить женщин в покое. Гордая Олеся обижается на подобное заступничество и
общается с героем прохладнее, чем раньше. Скоро Иван заболевает и неделю не
приходит в гости к Олесе. После его выздоровления чувства молодых людей
вспыхивают с новой силой. Несмотря на протесты Мануйлихи, они тайком продолжают
встречаться. Через месяц Ивану Тимофеевичу приходит время возвращаться в город.
Он предлагает Олесе выйти за него и уехать вместе, но Олеся отказывается,
объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а
значит, принадлежит дьяволу.
На следующий день молодой барин
уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту
Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили
ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья. Иван
Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит
её, избитую. Оказывается, Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать
приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и
набросились на неё после службы. Олеся отказывается от доктора и говорит, что
скоро они с бабушкой уедут — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев
общины. Она также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт
только горе. Переубедить её не удаётся. Молодые люди прощаются, Олеся просит её
поцеловать.
Ночью случается гроза с градом,
испортившая урожай. Утром Ярмола предлагает Ивану Тимофеевичу уехать, так как в
деревне считают грозу делом рук ведьмы, а также знают об их связи. Перед
отъездом герой ещё раз возвращается в лесную избушку, в которой находит только
красные бусы Олеси.
Читая эту повесть, трудно не согласиться с мыслью, что Куприн не просто был свидетелем или даже участником этой истории, а перестрадал её.
Грустная история и пострадали все, включая жестоких
жителей, у которых град буквально вытоптал посевы.
Как понять? Допридумал что-то автор к настоящей истории
или точно так и могло быть?
Не считаю, что так не могло быть, скорее, именно так и
было.
Сочувствую всем. Понимаю, что даже если бы я там был
действующим лицом никому бы я помочь не смог. С кого начать?
Проще с жителей, с «христиан». Которые имея хоть чуточку
христианского чувства не стали бы надругаться над девушкой, имевшей несчастье
быть дочерью колдуньи. И в ответ получили проклятие. Да, проклятье им
произнесла всего лишь смертная девушка, которая не может вызвать никакое
бедствие. Да и не знала она, что будет град. Она крикнула, повинуясь
внутреннему чувству: «Хорошо же!..
Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!» Но то, что, конечно, не может девушка, уж, наверное,
может Бог, которому её жаль, который за жестокость наказывает и наказал.
Мануйлиха выглядит суровой и бессердечной, но автор её явно
оправдывает, мол, люди её сделали такой, приписав ей колдовство. Ну уж нет.
Колдовство известно с допотопных времён, и после Потопа его меньше не стало, и
люди, да, с ошибками, но чаще всего верно определяли тех, кто это делал.
И тут автор противоречит сам себе, рассказывая о
некоторых способностях Олеси, которые просто так у обычных людей не возникают.
Таки да, эта мелочь доказывает, что дым был не без огня. А колдовство не
безобидно. И наказуемо. Ведьмы счастливыми не бывают.
Паныч, то есть автор. То есть, полагаю, Александр
Иванович Куприн. После написания «Олеси» пробовал постричься в монахи. Допускаю,
что желая снять с себя вину перед Богом за Олесю.
Конечно, он очень виноват. Когда уговаривал Олесю пойти в
церковь, но, по сути, бросил её, не объяснив, чем это может обернуться и как это надо делать. Или должен
был сам с ней идти, хотя и это не лучший выход. Но тогда хотя бы его совесть не
страдала. Конечно, правильно Олеся поступила, что не согласилась быть его женой.
Как и многие писатели талантлив, чувствителен, но
пассивен в действии и безволен, там, где надо решать самому и действовать, а не надеяться,
что как-то решится без него. Впрочем, эта его характеристика только в предположении,
что он и есть герой повести.
Больше всех жаль, конечно, Олесю. Да она и наиболее
привлекательна среди всех героев повести. Но всё же.
В церковь надо было идти не затем, чтобы постоять на
службе, а чтобы покаяться в смертном грехе, колдовстве.
«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», Псалом
50.
Уверен, всё было бы иначе, если бы Олеся это поняла. Только этой мысли не было и некому было её сказать.
А в ответ на злобу сельчан надо было вспомнить о бедах,
которые им сделала её мать.
Всё равно Олесю жалко.
А почему я рассказываю про Олесю?
Так, воспоминания одолели.
Не буду о поворотах судьбы, но пару лет своей жизни был
знаком с необыкновенной девушкой. Мне было слегка за 30, ей кажется, тоже.
Встречались мы редко: она жила далеко.
Она знала и умела побольше, чем Олеся, а мне тогда всё это
было интересно. Мне показалось, что и я был ей интересен. В первый раз она
захотела похвастаться своими способностями, может просто хотела удивить. Но на
мне у неё ничего не получилось. Ничего не угадывала. Хотела погадать по руке,
но ничего не сказала, точнее, что у меня «всё сложно». Хотела сказать, сколько
я проживу, задумалась, а потом только сказала, что долго. Может быть, хотя мне
важнее не сколько, а как.
Никаких чувств и отношений, кроме симпатии не было.
Что было в эти два года и как всё закончилось уместнее
рассказать в заметке про «Мастера и Маргариту». Что-то расскажу, может быть, если
к месту придётся.
Комментарии
Отправить комментарий