Объективная реальность, данная нам в ощущениях.
В Википедии по поводу мистики, кроме «Вечеров», «Вия» и «Пиковой дамы» упомянуты ещё «Штосс» Лермонтова, «Упырь», «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». А.К. Толстого.
Ясно, что к этим произведениям можно добавить несметную тучу произведений. Философского «Фауста» И.В. фон Гёте, жутковатых сказочников Э.Т.А. Гофмана и братьев Гримм, феерическую восточную «1001 ночь» и, скажем, нашего П.П. Бажова с «Малахитовой шкатулкой», а ещё страшные ужасы и ужасные страсти, авторов которых я даже не хочу называть.
Чтобы оценить вкус торта, достаточно
отрезать небольшой кусочек.
Поэтому меня будут интересовать более
близкие к нам «Джейн Эйр» Ш. Бронте, «Чёрный монах» А.П. Чехова, "Олеся" А.И. Куприна, конечно же, философский,
гротескный, лиричный, эротичный роман «Мастер и Маргарита», чего там, великого М.А.
Булгакова и совсем рядом с нами случившийся сюжет для фильма «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время».
В этих произведениях, в общем, обычная невыдуманная
жизнь, даже есть вполне обоснованное подозрение, что в значительной степени
автобиографичная или документальная. Даже голые женщины после сеанса Воланда на
улицах Москвы, оказывается, не выглядят немыслимой выдумкой для тех, кто слышал
про «Долой стыд»:
«Обнаженные не только маршировали по улицам, но и ездили
в общественном транспорте. М. Булгаков в сентябре 1924 г. оставил в дневнике
такую запись: «Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди
(мужчины и женщины) с повязками через плечо «Долой стыд». Влезали в трамвай.
Трамвай останавливали, публика возмущалась».
Художница Северцова-Габричевская
рассказывала о реакции прохожих: «Кто-то хохотал до слёз, кто-то плевался.
Старухи крестились, говоря: «Апокалипсис! Конец света!» и растерянно спрашивали
у прохожих: «Что ж это? И нас заставят раздеться?»».
Итак, тема сформулирована, основное определение – тоже, объект исследования указан и широко известен. Можно
начинать?
Все мистические книги и фильмы не могут
же не иметь какой-то общей основы. Которую авторы воспринимали как реально существующую.
Напомню мнение Николая Бердяева, что «мистика есть
реализм».
Однако, здесь возможна логическая
уловка, которую кто-то назовёт не уловкой, а правильной логикой. Он просто скажет,
что само воображение есть реальность, ведь нельзя сказать, что воображения не
существует. Тогда Бердяев ничего особенного не сказал.
Я, конечно, с такой логикой не согласен,
мне очевидно, что Бердяев – тоже, но его уже не спросить.
Пожалуй, придётся про реальность доказывать. В следующий раз.
P.S. Роман Д.Б. Пристли «31
июня» я отношу фантастической мистике, поскольку путешествие во времени хотя сюжетно
очень выигрышно, но это чистая выдумка Герберта Уэллса. Мне так же не интересна
фэнтэзийная мистика.
К слову, фильм мне нравится.
Комментарии
Отправить комментарий