Απο-κατάστᾰσις

 


Иисус Христос выводит грешников из ада

Слово огласительное на Святую Пасху иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоуста

А́ще кто благочести́в и боголюби́в, да наслади́тся сего́ до́браго и све́тлаго торжества́.

А́ще кто раб благоразу́мный, да вни́дет ра́дуяся в ра́дость Го́спода своего́.

А́ще кто потруди́ся постя́ся, да восприи́мет ны́не дина́рий.

А́ще кто от пе́рваго часа́ де́лал есть, да прии́мет днесь пра́ведный долг.

А́ще кто по тре́тием часе́ прии́де, благодаря́ да пра́зднует.

А́ще кто по шесто́м часе́ дости́же, ничто́же да сумни́тся, и́бо ничи́мже отщетева́ется.

А́ще кто лиши́ся и девя́таго часа́, да присту́пит, ничто́же сумня́ся, ничто́же боя́ся.

А́ще кто то́чию дости́же, и во единонадеся́тый час, да не устраши́тся замедле́ния: любочести́в бо Сый Влады́ка, прие́млет после́дняго я́коже и пе́рваго: упокоева́ет в единонадеся́тый час прише́дшаго, я́коже де́лавшаго от пе́рваго часа́.

И после́дняго ми́лует, и пе́рвому угожда́ет, и о́ному дае́т, и сему́ да́рствует, и дела́ прие́млет, и наме́рение целу́ет, и дея́ние почита́ет, и предложе́ние хва́лит.

Те́мже у́бо вни́дите вси в ра́дость Го́спода своего́: и пе́рвии и втори́и, мзду приими́те.

Бога́тии и убо́зии, друг со дру́гом лику́йте.

Возде́ржницы и лени́вии, день почти́те.

Пости́вшиися и непости́вшиися, возвесели́теся днесь.

Трапе́за испо́лнена, наслади́теся вси.

Теле́ц упита́нный, никто́же да изы́дет а́лчай, вси наслади́теся пи́ра ве́ры: вси восприими́те бога́тство бла́гости.

Никто́же да рыда́ет убо́жества, яви́ся бо о́бщее Ца́рство.

Никто́же да пла́чет прегреше́ний, проще́ние бо от гро́ба возсия́.

Никто́же да убои́тся сме́рти, свободи́ бо нас Спа́сова смерть.

Угаси́ ю́, И́же от нея́ держи́мый.

Плени́ а́да, Соше́дый во ад.

Огорчи́ его́ вкуси́вша пло́ти Его́.

И сие́ предприе́мый Иса́иа возопи́: ад, глаго́лет, огорчи́ся, срет Тя до́ле.

Огорчи́ся, и́бо упраздни́ся.

Огорчи́ся, и́бо пору́ган бысть.

Огорчи́ся, и́бо умертви́ся.

Огорчи́ся, и́бо низложи́ся.

Огорчи́ся, и́бо связа́ся.

Прия́т те́ло, и Бо́гу прирази́ся.

Прия́т зе́млю, и сре́те Не́бо.

Прия́т е́же ви́дяше, и впаде́ во е́же не ви́дяше.

Где твое́, сме́рте, жа́ло; где твоя́, а́де, побе́да? Воскре́се Христо́с, и ты низве́рглся еси́.

Воскре́се Христо́с, и падо́ша де́мони.

Воскре́се Христо́с, и ра́дуются А́нгели.

Воскре́се Христо́с, и жизнь жи́тельствует.

Воскре́се Христо́с, и ме́ртвый ни еди́н во гро́бе.

Христо́с бо воста́в от ме́ртвых, Нача́ток усо́пших бысть.

Тому́ сла́ва и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Я совершенно поддерживаю позицию Серафима Роуза о том, каким должен быть современный богослов.

Он должен современными словами, понятными современникам, излагать святых отцов, не добавляя от себя ничего.

После Серафима Роуза очень немного осталось тех, кто вообще вспоминает святых отцов.

Скорее это хорошо, так как те немногие, как по мне, так лучше бы молчали.

К тому же очень мало желающих слышать правду.

Ибо сейчас время Апокалипсиса.

Я своим блогом всего лишь готовлю своё оправдание перед Богом.

И отвечаю только за свои слова, но не за тех, кто их читает.

И, видимо, слова эти в наше время – сплошь мыслепреступления, так как смелых признаться в чтении этих слов, можно сказать, что и нет.

Ситуация мне напоминает время, когда мои статьи по математике не печатали, а рецензенты отказывались даже неофициально высказывать своё мнение.

Опасаясь, что вдруг я открыто сошлюсь на них.

Так что я привычен. Критерий – моя совесть.

Приходится быть с ней особо внимательным.

Апокатастасис (др.-греч. πο-κατάστσις — «восстановление», от др.-греч. κατά-στσις — «установление, учреждение, устроение») — понятие христианского богословия, использующееся в значении «восстановления» и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении. Впервые используется в Евангелиях: «Илия должен прийти прежде и устроить (греч. ποκαταστήσει) всё» (Мф. 17:11).

Учение о всеобщем спасении историческими церквями официально не признаётся, в отличие от некоторых протестантских деноминаций.

Почему тема апокатастасиса стала мне важна.

Я прочитал у старца Силуана Афонского: «Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир.

Ты говоришь, что он злодей, и пусть горит в адском огне.

Но спрошу тебя: – если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви?

Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой «всех жалко»».

И я был полностью согласен с ним.

Да, грешник должен получить наказание.

Но вечное? Навсегда? Без конца?

Нет моя совесть с этим согласиться не может.

Поэтому я решил разобраться в проблеме.

Кроме того, тема важна в преддверии Страшного Суда.

Который будет уже скоро.

Наконец, о вечных муках время от времени говорят от имени Православной Церкви.

Проблема усложняется тем, что мнения в Церкви различны: от признания всеобщего спасения до анафемы тем, кто это проповедует.

Не желая вникать ни в древние, ни в современные споры по этому поводу, просто излагаю свою точку зрения.

Как обычно – коротко, просто и ясно.

И готов отвечать за свои слова.

Начну, как математик, с определения.

Каков смысл слова «вечный»?

В Евангелии я нахожу всего пять цитат о «муке вечной», а о «вечной жизни» и «вечном спасении» нашёл более двадцати пяти и перестал считать.

Явное несоответствие «вечностей».

И ни разу про «вечную муку» не было сказано совершенно определённо как в Символе Веры о Царстве Иисуса Христа: «Егоже Царствию не будет конца

Ни разу не сказано о «бесконечных муках».

А слово «бесконечный» употребляется, например, так: «и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.» (1 Тимофею 1:4).

Вполне очевидно, что вроде совершенно определённое слово «бесконечные» используется в смысле «долгие и бесплодные».

Это означает, что

«вечные муки» в Евангелии не имеют однозначно определённого смысла, как нескончаемые.

И это я всего лишь сказал о точном смысле слов «вечные муки».

Но есть ещё слова святого Иоанна Златоуста, которые церковь торжествующе повторяет каждый раз на праздник Пасхи – Христова Воскресения, с которых я начал свой рассказ.

Воскре́се Христо́с, и ме́ртвый ни еди́н во гро́бе.

Дальше.

Вечность Царства Христова – это не застывший Конец Мира.

Это Новая Жизнь!

Как можно думать, что в этой Новой Жизни что-либо останется без изменения, тем более наказание?

Разве наказание не для исправления, а для мести грешникам?

Разве Бог не Любовь?

Неизмеримо большая, чем любовь человека, который может наказывать, и это наказание имеет надежду на исправление, а не желание уничтожить личность преступника.

Но.

Когда я вижу очень немногочисленные примеры того, как человек покаянием истинно преодолевает с помощью Бога свои грехи, – и как это мучительно для человека, я понимаю, что радостную весть Воскре́се Христо́с, и ме́ртвый ни еди́н во гро́бе грешник услышит после душевных и физических мук, которые воистину покажутся ему вечными. 


home page 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ШКОЛЬНУЮ МАТЕМАТИКУ – ЗА ГОД!

Арабская вязь на христианской иконе

Восстановление хронологии