Слона-то мы и не приметили…

 

Епископ Кирилл (в миру Евгений Анатольевич Зинковский; 29 июля 1969, Ленинград) — архиерей Русской православной церкви, епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский. Ректор Московской духовной академии (с 2022 года), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (с 2023 года), доктор богословия (2015). Кандидат технических наук (1995).

Епископ Мефодий (в миру Станислав Анатольевич Зинковский; 29 июля 1969, Ленинград, СССР) — иерарх Русской православной церкви, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси.

Что-то новое начинает случаться на моём блоге. В прошлом месяце оказалось больше тысячи просмотров, а когда-то, впрочем, довольно давно, столько просмотров набиралось за год.

Для вновь прибывших сообщаю, что я математик и начало блога было исключительно для математиков. Сначала для специалистов, от кандидатов до академиков, потом для студентов и даже немножко для школьников.

Настал день, когда я превратился в пенсионера и к моим математическим интересам добавился интерес к истории от Сотворения Мира до наших дней, к истории православия и к каноническому ортодоксальному православию от святых отцов.

Осознав себя православным христианином, я ненавязчиво пытался объяснить своей, надо признать, весьма мало религиозной аудитории, что православие – это не сказка людей не от мира сего, а прекрасная и действенная философия со времён Иисуса Христа и даже в наши дни.

Понятно, почему мой блог не имеет много читателей. Менее понятно, почему только два подписчика, но сегодня не об этом.

 Похоже, к моей аудитории прибавились совсем не математики, так как с некоторых недавних пор мне стали присылать церковные журналы.

Как ни страшно было, но я в своих книгах о современном состоянии православия высказывался довольно критично. Страшно, разумеется, имея в виду суд Божий, при том, что я писал всё это без благословения.

Я стараюсь быть ортодоксальным православным христианином, но именно поэтому печалюсь обо всех неприглядностях православной церкви.

На широкой православной публике я как известное лицо не присутствую, но видимо моё частное мнение интересно некоторым частным лицам из церковной среды.

Вот для них, в первую очередь, я и пишу нынешний критический текст, посвящённый статье братьев-близнецов Кирилла и Мефодия Зинковских, озаглавленной «Русская катастрофа 1917 года очами святых XX века: причины и уроки».

При всём уважении к сану авторов я всё-таки их старше на 13 лет.

Возраст – не гарантия правильного опыта, но и не мелочь.

И ещё предварительное замечание.

Хорошо мне критиковать из ветвей, а братья всё-таки находятся в жёсткой иерархической структуре, поэтому моя критика полностью лишена какого-нибудь малейшего осуждения.

Только моё впечатление от статьи.

Итак.

«Многие русские святые XIX и начала XX веков предчувствовали и предвидели приближение страшных испытаний, через горнило которых предстояло пройти нашему отечеству. Подвижники благочестия единогласно признавали главную причину грядущих бедствий в отступлении русских людей от Бога и Церкви, упадке подлинной духовной жизни и нравственной деградации. Надвигающаяся трагедия предощущалась в неприглядной картине морального разложения, которым были поражены многие члены высших слоев общества, причем как светских, так и церковных.»

О надвигавшейся беде многократно предупреждали пастыри Церкви, скорбя о подмене веры священному Писанию и святым угодникам божиим верой в либеральные учения западных философов и политиков. С сердечной болью всероссийские пастыри констатировали, что особенно в среде интеллигенции и аристократии не было живой веры слову Божию, которая подменена была верою в разум человеческий.

Самая бросающаяся в глаза особенность церковных текстов примерно от времени низложения патриарха Никона – это «как бы не указать на кого-либо перстом».

Напомню, что ветхозаветные пророки не стеснялись указывать причины и виновных публично.

И кто же эти загадочные многие русские святые XIX и начала XX веков, которые предвидели приближение страшных испытаний, и какие они указывают причины грядущего наказания.

Авторы называют лишь одного – Феофана Затворника (Говорова).

«Святой епископ был очень серьезно встревожен ослаблением уровня монашеской жизни, упадком отечественного богословия и равнодушием интеллигенции и простого народа к святоотеческому наследию. Он с горечью отмечал позорные случаи, имевшие место в самих церковных школах, когда происходило унижение православия с одновременным проявлением пиетета перед университетскими науками. Молчание пастырей и злоупотребления в среде духовенства, бездействие церковных властей говорили ему об одном — о все большем разрушении православных начал, а с ними и всей внутренней жизни общества. «Синод распустил академию и семинарию… — писал святитель. — никакого контроля: врут светские, врут

духовные… нет власти в церкви, как кто хочет, так и действует, и учит.

Попы всюду спят. Неспящих один-два — и обчёлся»

Проводя краткий анализ развития Французской революции и отмечая сходство событий в виде насаждения через либеральную прессу уже в русском обществе «материалистических воззрений», всё большего распространения «неверия и безнравственности», «требования свобод и самоуправства», святитель Феофан в письме за 1881 г. заключает: «Выходит, что и мы на пути к революции»».

Трудно не согласиться, но «кто виноват и что делать»?

На сакраментальные вопросы надо честно отвечать.

Читаем ответ.

«Надо сказать, что святитель был убеждён в необходимости жестких ограничений либеральной прессы и считал, что неверие нужно «объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью»

Вот-те раз! Смертию казнить журналистов и писателей!

Братья Зинковские ищут причины революции?

Так вот же они!

Если монах как бы затворник призывает казнить тех, кому почему-то больше верят, чем священникам, то что лучше может подвигнуть народ если не к бунту, то к поддержке бунтарей?

Невольно братья-близнецы дали цитату, которая так всё хорошо объясняет.

Почему невольно?

Потому что.

Читаем дальше.

«Эти меры могут показаться крайними и недопустимыми, тем более если учесть, что исходили они от иерарха Церкви, но те страшные ошибки и последствия, которые прозревал святитель и которые вскоре привели к гибели миллионов людей, по всей видимости, возбуждали его дух именно к такой строгости.»

Короче, казни это, конечно, не наш метод, но а что остаётся?

Отличные уроки современные иерархи РПЦ извлекли из трудов святителя Феофана!

Удивительно это.

Но ещё удивительнее, то, что близнецы-братья забыли об Игнатии Брянчанинове.

Игнатий Брянчанинов пришёлся не ко двору. Он человек с высшим инженерным образованием и поэтому не прошёл бурсацкую науку. Короче, не свой. Имел своё мнение.

А он-то как раз и писал о том, кто виноват в пределах церкви. И казнить не призывал.

Но его не публиковали, поэтому своё мнение он мог сказать только в письмах, которые были представлены среди его собрания сочинений лишь совсем недавно, в наши дни.

Святитель Феофан, впрочем, находит и в церкви ответственных, но о-о-очень тактично.

«Синод распустил…»

А слабо назвать главу Синода?

А слабо признаться, что церковнославянскую Библию переводило Российское библейское общество, в составе которого:

  • Православная российская церковь была представлена митрополитом Амвросием (Подобедовым), архиепископом Серафимом (Глаголевским), архимандритом Филаретом (Дроздовым) и протопресвитером Павлом Криницким;
  • Римско-католическая церковь в России — митрополитом Станиславом Сестренцевич-Богушем;
  • Англиканская церковь — пастором Питтом;
  • Лютеранская церковь — пастором Сарептского братства Шейерлем;
  • Реформатская церковь — пастором из Голландии Янсеном.

Даю ссылку на свою книгу «Фальсификация Библии митрополитом Филаретом (Дроздовым).»

Кто-то удивлён словом «фальсификация»?

А что хотеть при таком составе?

Конечно, были противники фальсификации. И они активно боролись против. В моей книге об этом подробно.

В результате публикация Синодального перевода затянулась.

В 1816 началась работа по переводу, а полный текст Синодального перевода Библии вышел в 1876 году

Когда все противники фальсификации умерли.

Но казнить надо журналистов и писателей.

Читаю статью дальше.

«Знаменитые оптинские старцы, святой праведный Алексий и преподобный Аристоклий Московские, многие другие праведники того времени, хотя и посвятили всю свою жизнь служению наставления народа на путь Божий, но все-таки оказались неуслышанными или непонятыми большей частью населения России».

Странно, столько ссылок в статье (83 на 23 страницах), а здесь ссылки нет.

Где эти праведники обращались к народу?

Я про это ничего не слышал и никакой ссылки нет.

Зато я читал в письмах Игнатия Брянчанинова о его пребывании в Оптиной, и там ни слова о сокрушении старцев о порядках в церкви. А совсем наоборот. Об этом я пишу в книге «Восстановление истории в деталях» (https://avbelyaev.blogspot.com/2024/12/blog-post_12.html»)

Что ещё добавить к сакраментальным вопросам?

Разве что то, что церковь легко отказалась от присяги казнённому Царю и стала молиться за Временное правительство.

Об этом братья не пишут.

Много в статье ещё фактов о том, как всё плохо, но я их не привожу.

Удивительно, что про масонов почему-то ничего. Они вроде главные виноватые среди широко распространяемых причин…

Ещё в статье довольно много о жизни церкви при большевиках. С фактами не спорю.

Но это совсем не заявленное в названии статьи: «причины и уроки».

Пока я заметил, кроме правильных общих слов, что надо не грешить, только то, что не послушались святителя Феофана и не казнили либералов.

А всё остальное было, значит, правильно.

«Время показало верность избранного пути, который помог в итоге сохранить Церковь.»

А разве не Бог сохранил Церковь?

Потому что путей для церкви после Катастрофы было много. А именем Сергия Страгородского, управлением которого Бог спасал остатки верующих, самые «пламенные» назвали ересь. Сергианство. Об этом у братьев ничего.

Про Российскую Православную Церковь Заграницей – тоже ничего.

Это всё не входит в уроки?

«Современник страшных гонений на Церковь русскую, прославившийся иноческими подвигами на святой горе Афон, преподобный Силуан († 1938) …»

Предполагаю, что святого старца Силуана Бог промыслительно увёл из России.

В конце статьи – «Главные уроки».

Просто общие слова.

P. S. Всё, что я прочитал в статье оказалось хуже, чем я, скептически настроенный, ожидал.

P. P. S. Ещё одно объяснение, почему Патриарх Кирилл благословил Специальную Военную Операцию. Казнить националистов. Других средств в арсенале не было. Нéчему удивляться.

Предстоятель Украинской Православной Церкви назвал эту операцию «каиновым грехом».

Истинно так.

home page 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Арабская вязь на христианской иконе

Восстановление хронологии

ШКОЛЬНУЮ МАТЕМАТИКУ – ЗА ГОД!