Слона-то мы и не приметили…
Епископ Кирилл (в миру
Евгений Анатольевич Зинковский; 29 июля 1969, Ленинград) — архиерей
Русской православной церкви, епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский. Ректор
Московской духовной академии (с 2022 года), наместник Свято-Троицкой Сергиевой
Лавры (с 2023 года), доктор богословия (2015). Кандидат технических наук
(1995).
Епископ Мефодий (в миру Станислав Анатольевич Зинковский; 29 июля 1969, Ленинград,
СССР) — иерарх Русской православной церкви, епископ Егорьевский, викарий
Патриарха Московского и всея Руси.
Что-то новое начинает случаться на моём блоге. В
прошлом месяце оказалось больше тысячи просмотров, а когда-то, впрочем,
довольно давно, столько просмотров набиралось за год.
Для вновь прибывших сообщаю, что я математик и
начало блога было исключительно для математиков. Сначала для специалистов, от
кандидатов до академиков, потом для студентов и даже немножко для школьников.
Настал день, когда я превратился в пенсионера и к
моим математическим интересам добавился интерес к истории от Сотворения Мира до
наших дней, к истории православия и к каноническому ортодоксальному православию
от святых отцов.
Осознав себя православным христианином, я
ненавязчиво пытался объяснить своей, надо признать, весьма мало религиозной
аудитории, что православие – это не сказка людей не от мира сего, а прекрасная
и действенная философия со времён Иисуса Христа и даже в наши дни.
Понятно, почему мой блог не имеет много читателей.
Менее понятно, почему только два подписчика, но сегодня не об этом.
Похоже, к
моей аудитории прибавились совсем не математики, так как с некоторых недавних
пор мне стали присылать церковные журналы.
Как ни страшно было, но я в своих книгах о
современном состоянии православия высказывался довольно критично. Страшно,
разумеется, имея в виду суд Божий, при том, что я писал всё это без
благословения.
Я стараюсь быть ортодоксальным православным
христианином, но именно поэтому печалюсь обо всех неприглядностях православной
церкви.
На широкой православной публике я как известное
лицо не присутствую, но видимо моё частное мнение интересно некоторым частным
лицам из церковной среды.
Вот для них, в первую очередь, я и пишу нынешний
критический текст, посвящённый статье братьев-близнецов Кирилла и Мефодия
Зинковских, озаглавленной «Русская катастрофа 1917 года очами святых XX века:
причины и уроки».
При всём уважении к сану авторов я всё-таки их
старше на 13 лет.
Возраст – не гарантия правильного опыта, но и не
мелочь.
И ещё предварительное замечание.
Хорошо мне критиковать из ветвей, а братья
всё-таки находятся в жёсткой иерархической структуре, поэтому моя критика
полностью лишена какого-нибудь малейшего осуждения.
Только моё впечатление от статьи.
Итак.
«Многие русские святые XIX и начала XX веков предчувствовали и предвидели
приближение страшных испытаний, через горнило которых предстояло пройти нашему
отечеству. Подвижники благочестия единогласно признавали главную причину
грядущих бедствий в отступлении русских людей от Бога и Церкви, упадке
подлинной духовной жизни и нравственной деградации. Надвигающаяся трагедия
предощущалась в неприглядной картине морального разложения, которым были
поражены многие члены высших слоев общества, причем как светских, так и
церковных.»
О надвигавшейся беде многократно предупреждали пастыри Церкви, скорбя о
подмене веры священному Писанию и святым угодникам божиим верой в либеральные
учения западных философов и политиков. С сердечной болью всероссийские пастыри
констатировали, что особенно в среде интеллигенции и аристократии не было живой
веры слову Божию, которая подменена была верою в разум человеческий.
Самая бросающаяся в глаза
особенность церковных текстов примерно от времени низложения патриарха Никона –
это «как бы не указать на кого-либо перстом».
Напомню, что ветхозаветные пророки не стеснялись
указывать причины и виновных публично.
И кто же эти загадочные многие русские святые XIX и начала
XX веков, которые предвидели приближение страшных испытаний, и какие они
указывают причины грядущего наказания.
Авторы называют лишь одного – Феофана Затворника
(Говорова).
«Святой епископ был очень серьезно встревожен ослаблением уровня монашеской
жизни, упадком отечественного богословия и равнодушием интеллигенции и простого
народа к святоотеческому наследию. Он с горечью отмечал позорные случаи,
имевшие место в самих церковных школах, когда происходило унижение православия
с одновременным проявлением пиетета перед университетскими науками. Молчание
пастырей и злоупотребления в среде духовенства, бездействие церковных властей
говорили ему об одном — о все большем разрушении православных начал, а с ними и
всей внутренней жизни общества. «Синод распустил академию и семинарию… — писал
святитель. — никакого контроля: врут светские, врут
духовные… нет
власти в церкви, как кто хочет, так и действует, и учит.
Попы всюду спят. Неспящих один-два — и обчёлся»
Проводя краткий анализ развития Французской революции и отмечая сходство
событий в виде насаждения через либеральную прессу уже в русском обществе
«материалистических воззрений», всё большего распространения «неверия и
безнравственности», «требования свобод и самоуправства», святитель Феофан в
письме за 1881 г. заключает: «Выходит, что и мы на пути к революции»».
Трудно не согласиться, но «кто виноват и что
делать»?
На сакраментальные вопросы надо честно отвечать.
Читаем ответ.
«Надо сказать, что святитель был убеждён в необходимости жестких
ограничений либеральной прессы и считал, что неверие нужно «объявить
государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною
казнью»
Вот-те раз! Смертию казнить журналистов и
писателей!
Братья Зинковские ищут причины
революции?
Так вот же они!
Если монах как бы затворник
призывает казнить тех, кому почему-то больше верят, чем священникам, то что
лучше может подвигнуть народ если не к бунту, то к поддержке бунтарей?
Невольно братья-близнецы дали цитату, которая так
всё хорошо объясняет.
Почему невольно?
Потому что.
Читаем дальше.
«Эти меры могут показаться крайними и недопустимыми, тем более если учесть,
что исходили они от иерарха Церкви, но те страшные ошибки и последствия,
которые прозревал святитель и которые вскоре привели к гибели миллионов людей,
по всей видимости, возбуждали его дух именно к такой строгости.»
Короче, казни это, конечно, не наш
метод, но а что остаётся?
Отличные уроки современные иерархи РПЦ извлекли из
трудов святителя Феофана!
Удивительно это.
Но ещё удивительнее, то, что близнецы-братья
забыли об Игнатии Брянчанинове.
Игнатий Брянчанинов пришёлся не ко двору. Он
человек с высшим инженерным образованием и поэтому не прошёл бурсацкую науку.
Короче, не свой. Имел своё мнение.
А он-то как раз и писал о том, кто виноват в
пределах церкви. И казнить не призывал.
Но его не публиковали, поэтому своё мнение он мог
сказать только в письмах, которые были представлены среди его собрания
сочинений лишь совсем недавно, в наши дни.
Святитель Феофан, впрочем, находит и в церкви
ответственных, но о-о-очень тактично.
«Синод распустил…»
А слабо назвать главу Синода?
А слабо признаться, что церковнославянскую Библию
переводило Российское библейское общество, в составе которого:
- Православная российская церковь была
представлена митрополитом Амвросием (Подобедовым), архиепископом Серафимом
(Глаголевским), архимандритом Филаретом (Дроздовым) и протопресвитером
Павлом Криницким;
- Римско-католическая церковь в России
— митрополитом Станиславом Сестренцевич-Богушем;
- Англиканская церковь — пастором
Питтом;
- Лютеранская церковь — пастором
Сарептского братства Шейерлем;
- Реформатская церковь — пастором из
Голландии Янсеном.
Даю ссылку на свою книгу «Фальсификация Библии митрополитом Филаретом (Дроздовым).»
Кто-то удивлён словом
«фальсификация»?
А что хотеть при таком составе?
Конечно, были противники фальсификации. И они
активно боролись против. В моей книге об этом подробно.
В результате публикация Синодального перевода
затянулась.
В 1816 началась работа по переводу, а полный текст Синодального перевода
Библии вышел в 1876 году
Когда все противники фальсификации умерли.
Но казнить надо журналистов и писателей.
Читаю статью дальше.
«Знаменитые оптинские старцы, святой праведный Алексий и преподобный
Аристоклий Московские, многие другие праведники того времени, хотя и посвятили
всю свою жизнь служению наставления народа на путь Божий, но все-таки оказались
неуслышанными или непонятыми большей частью населения России».
Странно, столько ссылок в статье (83 на 23
страницах), а здесь ссылки нет.
Где эти праведники обращались к народу?
Я про это ничего не слышал и никакой ссылки нет.
Зато я читал в письмах Игнатия Брянчанинова о его
пребывании в Оптиной, и там ни слова о сокрушении старцев о порядках в церкви. А
совсем наоборот. Об этом я пишу в книге «Восстановление
истории в деталях» (https://avbelyaev.blogspot.com/2024/12/blog-post_12.html»)
Что ещё добавить к сакраментальным вопросам?
Разве что то, что церковь легко
отказалась от присяги казнённому Царю и стала молиться за Временное
правительство.
Об этом братья не пишут.
Много в статье ещё фактов о том, как всё плохо, но
я их не привожу.
Удивительно, что про масонов почему-то ничего. Они
вроде главные виноватые среди широко распространяемых причин…
Ещё в статье довольно много о жизни церкви при
большевиках. С фактами не спорю.
Но это совсем не заявленное в названии статьи:
«причины и уроки».
Пока я заметил, кроме правильных общих слов, что
надо не грешить, только то, что не послушались святителя Феофана и не казнили
либералов.
А всё остальное было, значит,
правильно.
«Время показало верность избранного пути, который помог в итоге сохранить
Церковь.»
А разве не Бог сохранил Церковь?
Потому что путей для церкви после
Катастрофы было много. А именем Сергия Страгородского, управлением которого Бог
спасал остатки верующих, самые «пламенные» назвали ересь. Сергианство. Об этом у
братьев ничего.
Про Российскую Православную Церковь
Заграницей – тоже ничего.
Это всё не входит в уроки?
«Современник страшных гонений на Церковь русскую, прославившийся иноческими
подвигами на святой горе Афон, преподобный Силуан († 1938) …»
Предполагаю, что святого старца Силуана
Бог промыслительно увёл из России.
В конце статьи – «Главные уроки».
Просто общие слова.
P. S. Всё, что я прочитал
в статье оказалось хуже, чем я, скептически настроенный, ожидал.
P. P. S. Ещё одно объяснение, почему Патриарх Кирилл
благословил Специальную Военную Операцию. Казнить националистов. Других средств
в арсенале не было. Нéчему удивляться.
Предстоятель Украинской Православной Церкви назвал
эту операцию «каиновым грехом».
Истинно так.

Комментарии
Отправить комментарий