понедельник, 5 сентября 2022 г.

Когда иерархия Российской православной церкви перестала верить в Бога.

 


Кто-то удивляется, как Российская православная церковь могла поддержать попытку российской власти уничтожения православной Украины.

Мой интерес к истории отчасти, но не только поэтому, есть и другие причины, вызван желанием понять и осознать, как такое могло произойти.

Далее – два исторических эпизода, которые почти всё объясняют.

Оказывается, можно оценить дату, когда иерархия Российской православной церкви перестала верить в Бога.

Это промежуток от февраля 1667 года до 20 марта 1858 года.

Первая дата – это утверждение реформы Никона при низложенном Никоне.

Вторая – официальное объявление о необходимости церковнославянского перевода Септуагинты с греческого, выполненного при святых Кирилле и Мефодии на русский язык.

Поясняю.

«… всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.» (Матфея 12:25).

В связи этой частью истории России вспоминается очень грустная, но точная в данном случае фраза: «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

Страна пережила Смутное время. Отстояла Веру, Царя и Отечество. Должна устремиться к новым высоким целям.

При поверхностном взгляде кажется, что так оно и происходит. Страна становится и огромной, и могущественной.

Но вглядываясь в события Раскола, понимаешь, что огромность России – как нездоровая полнота больного, тяжело дышащего человека, уставшего от жизни, потерявшего её смысл и ожидающего неизбежной смерти.

Церковная Реформа, которую решил осуществить патриарх Никон, если не знать, чем закончится, выглядит как вполне заурядное формальное изменение обстановки в церкви, совершенно не задевающее её сокровенных святынь.

Но она имела совершенно катастрофические последствия. Что это значит?

А это значит, что значительной массой православного народа святыня виделась не в том и не там, где она хранилась.

И двоеперстие, и троеперстие признавалось православной церковью. Просто ради единства было принято решение из многообразия особенностей всех поместных церквей, а особенности были неизбежны, если вспомнить о гонениях, выделить наиболее важные и принять одинаковый устав.

В том числе решить вопрос об одновременном праздновании Пасхи, а для этого принять единую для всех Пасхалию. А также сделать единообразным наложение крестного знамения.

Ни одной буквы вероисповедания, того, во что верил и верит до сего дня каждый христианин изменено не было.

И началось.

Меньше всего мне хочется обвинять простой народ. Скорее я готов восхищаться этим народом. Его простоту легко оправдать. Откуда ему разбираться в тонкостях веры?

Народ, испугавшись, что ему хотят изменить веру, стойко стоял на старых обычаях.

Это понимал патриарх и совершенно верно разъяснял, что реформа должна быть постепенной и тем, кто упорствовал, надо разрешить остаться со старыми обычаями пока не станет ясно, что они уходят в прошлое, а Благодать из церквей с новыми порядками не исчезает.

Но не тут-то было.

Ближайшее церковное окружение, воспользовавшись возникшей в народе смутой, свергает Никона и ясно показывает своё лицемерие, оставляя при этом изменения, внесённые патриархом Никоном.

Тишайший царь не стал поступать, по совести, которая требовала поддержать оставшегося в меньшинстве Никона. Так же легче. Спрятаться за большинство.

А на всякий случай царь ещё отнял полномочия у патриарха.

Так поступают иногда родители, наказывая детей, не разбираясь, кто обижен, а кто обидчик. Думаю, что такие родители в своё время пожинают плоды.

Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения.

Весьма равнодушная к вопросам веры Википедия сообщает:

«Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха, несмотря на протесты патриарха Московского Иоакима, который отказался отпевать и поминать Никона как патриарха на основании того, что решение поместного собора Русской церкви — Большого Московского собора и соборного суда (бывшего на этом поместном соборе), извергшего Никона из священства за предъявленные ему обвинения, считал справедливым и правильным.

26 августа 1681 года Никон был погребён, согласно его завещанию, в южном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; Фёдор Алексеевич сам со слезами читал над ним Апостол и 17‑ю кафизму и неоднократно целовал его десницу.

В 1682 году Фёдор Алексеевич исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты. В них повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто.

Религиовед Вильям Шмидт отмечал, что после смерти Никона русские православные люди выходили встречать, славить и оплакивать своего Патриарха. Ещё не дожидаясь формального восстановления Никона в патриаршем достоинстве, народ припадал к нему как к святителю-исповеднику и страстотерпцу. Тогда обнаружилось, что русский народ любит и чтит патриарха Никона, верит в его праведность. Кафолическая церковь охотно и с радостью разрешала Никона, восстанавливая его в патриаршем достоинстве и причисляя к лику первопрестольных Святейших Московских Патриархов. У гробницы святейшего патриарха Никона в Воскресенском монастыре с конца XVII века по начало XXI века происходили многие чудесные исцеления».

В полном согласии с Википедией известно также:

Все решения об исправлении книг и обрядов принимались соборно. Собор, состоявшийся в 1654 с 27 февраля (12 марта) по 2 (15) мая, не только признал необходимость исправлении книг, но и утвердил правило, как вести это исправление.

Патриарх Никон принимал все меры к тому, чтобы в Русской Церкви не произошло раскола. В частности, при условии послушания Церкви разрешал служить и по старым книгам, допуская разность мнений в вещах, не затрагивающих существа веры.

На основании малообоснованных обвинений Патриарх Никон лишен был архиерейского сана и священства и заточен был в Ферапонтов монастырь.

Выслушав приговор, Святейший Никон сказал только: «Никоне, Никоне! Вот за что всё это тебе: не говори правды, не теряй дружбы. Если бы ты устраивал у себя богатые вечери и с ними угощался, то верно этого с тобой не случилось бы».

17 августа 1681 года блаженный Никон «в добром исповедании, благодаря Бога о всем, яко во страдании течение свое соверши, с миром успе, душу свою в руце Богу предаде, Егоже возлюби». «Тело же его невредимо отнюдь от вони злосмрадныя, аще и десятодневно пребысть; в толикое бо теплое время… цело и тлению не причастно бе».



Почитание Патриарха Никона, как святого, сохранилось в Киево-Печерской лавре, где в 1875 году была издана книга «Молитвенное призывание преподобных отцев Ближних пещер».

Нелишне указать на судьбу главнейших судей Патриарха Никона. Восточные Патриархи, по возвращении своем на паству, были повешены султаном за то, что без его повеления отправлялись в Россию. Паисий Лигарид, обличенный во многих злоупотреблениях, лишился милости русских бояр, и выгнан из России. Иосиф, впоследствии митрополит астраханский, мучительски убит казаками Степана Разина; Иларион, митрополит Рязанский, предан был суду за некоторые предосудительные поступки, и отставлен от епархии.  Сбылись написанные Патриархом Никоном в «Возражении …» слова: «разсыплет Бог кости человекоугодников» (Иез 6:5).

Лицемерие низложивших Никона понятно и реформу они осуществили наихудшим способом, но всё-таки реформа была необходима и хотя бы это они осознавали.

 20 марта 1858 года Московский митрополит Филарет решил, что Библия, которая есть Слово Божие для любого верующего, для него лично – слово человеческое, которое можно по своему разумению изменять.

И изменил. Лжесвидетельствуя, что осуществляет перевод Библии для облегчения понимания, он фальсифицировал хронологию и географию Библии.

Я и до внимательного изучения Библии знал, что есть разночтения, но те, о которых я знал, касались скорее догматической, а не фактической стороны текстов.

Но когда я стал интересоваться тем, мимо чего я вначале пробегал как мимо чего-то второстепенного, я пришёл почти что в ужас.

Это нельзя уже назвать разночтениями – это фальсификация или, выражаясь церковным языком, лжесвидетельства.

Приводить и комментировать цитаты здесь, думаю, не уместно. Они достойны подробных комментариев.

Это будет новая книга. Уже седьмая.

Эпиграф.

«А всё почему и по какой причине и какой из это следует вывод». 

Ослик Иа-Иа.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ БИБЛИИ.



Святой Игнатий Брянчанинов (15.02.1807-30.04.1867)

Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемыя меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебнаго Церкви, и скорее ускорят падение ея, нежели остановят. Опять скажу: буди воля Божия! Что посеют, то и пожнут! Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия Маловыми с братиею.

Наше время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены, или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение! Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Но это – попущение Божие.

Надо ли говорить, что митрополит Игнатий был в опале?

P.S. В 1994 году Архиерейским собором Русской православной церкви святитель Филарет был причислен к лику святых. Та церковь, что до 1917 года и даже сразу после 1917 года не решилась.

P.P.S. Украинская православная церковь (официальное название; укр. Українська православна церква) — православная церковь на Украине.

    Согласно действующему Уставу Русской православной церкви, УПЦ является самоуправляемой церковью с правами широкой автономии в составе РПЦ, её статус детально оговорён в «Главе X. Украинская Православная Церковь» Устава РПЦ. Устав самой УПЦ — после внесения в него поправок в мае 2022 года не предусматривает какой-либо зависимости УПЦ от РПЦ, но и не говорит об автокефалии.

        P.P.S. Вселенский патриархат опубликовал оригиналы документов Собора УПЦ 1991 года в поддержку автокефалии.

В частности, на официальном сайте Вселенского патриархата опубликованы два документа УПЦ - определение поместного Собора 1–3  ноября 1991 года по вопросу полной автокефалии (подписано всеми делегатами Собора) и обращение епископата от 22 января 1992 года к Московскому патриархату с просьбой не откладывать рассмотрение вопроса об автокефалии.



home page 



Комментариев нет:

Отправить комментарий