Русская интеллигенция и карма
Микалоюс Чюрлёнис. Истина. 1905 г.
Начну с
определения.
Интеллигенция — слово, используется в функциональном и социальном значениях:
·
в изначальном смысле слово использовалось в латинском языке, указывая
на широкий спектр мыслительной деятельности;
·
в социальном значении слово стало использоваться с середины или второй
половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью
социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта, передовые для своего времени нравственные идеалы.
Да, конечно, можно обратить внимание ещё на национальность, но я не
обращаю, поскольку меня интересует религиозный аспект, а интеллигенция не религиозна
или слегка, точнее, культурно религиозна.
Дескать, религия – культурный феномен. Да, всё это интересно. Да, это может
быть предметом науки. Да, результаты этой науки можно использовать. И вожди
лучше или хуже это использовали. Но чтобы сказать, что, скажем, христианство –
истина нашего бытия, нет, это чересчур.
А когда в жизни отдельного интеллигента исполняются библейские заповеди в
части наказания за грех, а что такое грех отдельный интеллигент понимает, то он
говорит: «Карма».
Почему же русской интеллигенции так симпатичен буддизм с его кармой, а для
продвинутых ещё и с йогой, медитациями, и может даже со срединным путём Будды.
Полагаю, что всё довольно просто. Буддизм вполне похоже отражает
существующий духовный мир, но он очень неконкретен. Нет понятия греха в конкретных
формулировках. Нет вообще Бога вместе с Его ясными даже для простого человека законами
и историей взаимоотношений с народами.
Буддизм – как правило хорошего тона: нельзя говорить правду, если она
способна огорчить.
Но жизнь сурова и конкретна. Несмотря на такие замечательные качества интеллигенции как «критический
способ мышления, высокая степень социально-психологической рефлексии,
способность к систематизации знаний и опыта
и передовые для своего времени нравственные идеалы» КАРМА явно не благоволит к ней.
Почему?
Думаю, что огорчает интеллигенцию не карма, а Бог в соответствии с Его очень
конкретными требованиями, которые очевидно не просматриваются в мутном пересказе
буддизма.
Чурлянис… нарушил закон толпы, закон, которым
никогда не поступится толпа и по которому всякий говорящий должен говорить
понятно… В большинстве своём зритель считает, что картина Чурляниса всё равно
непонятна, и потому воспринимает её как музыкальные созвучия и переживает лишь
жалкие обрывки собственных чувств и пигмейских трагедий… Чурляниса нужно
смотреть, понимая, что в его картинах вообще нет излишних подробностей, как нет
подробностей вообще — в них всё главное. Язык картин прост, ясен и целен,
а само творчество Чурляниса есть зрительное откровение прекрасного гармоничного
мира, вечной беспредельной жизни.
В. Чудновский. Н. К. Чурлянис // Н. К. Чурлянис. — Петроград: Изд-во «Аполлона», 1914.
Не буду спорить про
закон толпы, но совершенно точно, что он нарушил заповедь:
«Но да будет слово ваше:
«да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого»
(Матфея 5:37).
Болезнь Чюрлениса,
как утверждали те, кто его знал лично, проявлялась в том, что он периодически
впадал в некое психотическое состояние, во время которого он пребывал в
состоянии экстаза, у него были галлюцинации, причем и слуховые, и визуальные.
Сам он утверждал, что в такие моменты испытывал состояние «высшей гармонии»,
которое заключалось в слиянии основных семи тонов музыки и семи цветов спектра.
неопубликованные результаты, unpublished results
Комментарии
Отправить комментарий