От Иерусалима до Иллирика
Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,
ибо не осмелюсь сказать что-нибудь
такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере,
словом и делом,
силою знамений и чудес,
силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от
Иерусалима и окрестности до Иллирика (Римлянам 15:17-19).
Путешествуя по дорогам апостола Павла, проповедавшего язычникам, добавляю
очередную монетку в копилку фактов, что Иерусалим – это спустя некоторое время Константинополь.
Апостол Павел, проповедуя язычникам пишет свои послания римлянам,
коринфянам, галатам, эфесянам, филиппийцам, колоссянам, фессалоникийцам.
Синим
подчёркнуты города и области проповеди апостола Павла.
Заметим, что если бы апостол Павел шёл из современного Иерусалима, он бы не миновал Византию – и непременно бы там проповедовал, а потом ещё, миновав Византию, закрепил бы вдогонку свои проповеди несколькими посланиями к византийцам.
Однако нет ни проповедей Павла в Византии – да и не очень они там уместны, там проповедовал сам Иисус Христос. И, конечно, нет и посланий.
Потому что апостол Павел стартовал из Византии.
Византий – это Иерусалим.
Границы проповеди, очерченные апостолом Павлом: «от
Иерусалима и окрестности до Иллирика» вполне соответствуют местам
проповеди.
Современный Иерусалим здесь явно не к месту.
И в тему информация из Руси.
ΓΕΝΝΑΔΙΟΣ: к 70-летию академика Г. Г. Литаврина
Борис Николаевич Флоря (отв. ред.)
8. Царьград: образ Византии в русском средневековом фольклоре.
Дж.
Мажеска (Колледж-Парк)
«Любопытным
образом, в то самое время, когда «Повесть временных лет» принимала свою
окончательную форму, киевский митрополит Иларион (по происхождению он был
русским, и его назначение на русскую митрополичью кафедру вызвало трения с
константинопольским патриархатом) в своем знаменитом «Слове о законе и
благодати» превозносил того же князя Владимира как «крестителя Руси», но
одновременно принижал значение «Нового Рима» и империи. Он сравнивал этого
русского святого в первую очередь не с императором Константином, но с самими
апостолами, несшими свет христианства в разные страны. Он называет
нескольких миссионерствовавших апостолов вместе с их миссионерскими
территориями, однако посещение Константинополя апостолом Андреем в списке не
упомянуто …»
«… однако
к концу былины упоминания о Царьграде становятся все реже и исполнены все
больших анахронизмов.»
«Исследовав мистификации, содержащиеся в этом памятнике, мы легче поймем,
почему Царьград играл столь малую роль в русском фольклоре, собранном в новое
время. Из Голубиной книги мы узнаем, что «город городам мати» - это Иерусалим,
поскольку в середине этого города есть церковь, в середине этой церкви -
беломраморный ларец, а в середине ларца - риза Христова (т. 1, с. 271, 276 и
др.).
Иногда «Церковь Богородицы» также определяется как «Церковь Воскресения»
(т. е. Церковь Святого Гроба), чьей реликвией объявляется гробница Христа (ср.
с. 295). Вот где оказался наш Царьград! Ведь риза Христова в средние века
находилась не в Иерусалиме, а в Константинополе, где играла важную роль в
поддержании престижа столицы как священного города. Видимо, Константинополь,
священная столица христианской Империи, в народном сознании иногда
амальгамировалась с Иерусалимом, священным городом Библии.»
Ещё раз перечитайте:
«Любопытным образом ... киевский митрополит Иларион ... превозносил того же князя Владимира как «крестителя Руси» ... но одновременно принижал значение «Нового Рима» и империи. Он сравнивал этого русского святого в первую очередь не с императором Константином, но с самими апостолами ..."
Кому-то может и любопытно, но мне это очевидно.
Князь Владимир – 1232 – 1291, Император Константин – 1255 – 1299.
Владимир крестил Русь в 1265 году, когда Константину было
10 лет.
«… посещение Константинополя апостолом Андреем в списке не упомянуто»
А как могло быть иначе?
Во время апостола Андрея Константинополь – это и был Иерусалим.
«… исполнены
все больших анахронизмов …»
Я очень хорошо знаю происхождение этих анахронизмов.
«Видимо, Константинополь, священная столица христианской Империи, в
народном сознании иногда амальгамировалась с Иерусалимом, священным городом
Библии.»
И понимаю, почему она амальгамировалась.
Комментарии
Отправить комментарий