вторник, 19 декабря 2023 г.

Память святителя Николая Чудотворца

 

Икона Николы Мокрого.

Сегодня 19 декабря.

Память святителя Николая Чудотворца.

Поздравляю всех, кто чтит его память сегодня и желаю Божьего вразумления всем новостильникам.

Чудеса святого Николая прижизненные и посмертные многочисленны, удивительны и спасительны для всех, кто вспоминает его и обращается к нему за помощью.

Расскажу только об одном киевском чуде, поскольку сейчас я живу в Киеве.

По церковному преданию из Византии в Киев была привезена древняя икона Николая Угодника с мощевиком, у которой была найдена живая девочка, утонувшая в Днепре. После чудесного спасения младенца была написана икона Святителя Николая с младенцем на руках. В честь Николы "Мокрого" есть церкви в Ярославле и Муроме. Есть изображение Николая Угодника с ребенком на руках в Нижнем-Новгороде, в настенной фреске в крестильной Свято-Преображенского собора.

СПАСЕНИЕ УТОНУВШЕГО МЛАДЕНЦА

Жили в Киеве муж с женою, имевшие единственного сына - еще младенца. Благочестивые эти люди особую веру имели к святителю Николаю и мученикам Борису и Глебу. Однажды они возвращались после праздника из Вышгорода, где находились святые мощи святых мучеников. Когда плыли по Днепру на лодке, жена, державшая младенца на руках, задремала и уронила ребенка в воду. Невозможно представить себе горе бедных родителей. В своих сетованиях они с жалобой и укором обращались особенно к святителю Николаю. Скоро несчастные одумались и, решив, что, видимо, чем-то прогневали Бога, с горячей молитвой обратились к Чудотворцу, прося прощения и утешения в постигшем их горе.

На следующее утро пономарь Софийского Собора в Киеве, придя в храм, услышал детский плач. Вместе со сторожем он вошел на хоры. Здесь перед образом святителя Николая они увидели лежащего младенца, всего мокрого как будто только что взятого из воды. Весть о найденном младенце быстро долетела до родителей. Они тотчас побежали в церковь и здесь действительно узнали в ребенке свое утонувшее дитя. Радостные они возвратились домой, благодаря Бога и Его великого Чудотворца. Образ же святителя, перед которым был найден утонувший младенец, до сих пор называют "Никола Мокрый".

 

И несколько слов о классической истории, в которой всё перепутано.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО В НОВОМ ИЗЛОЖЕНИИ(*)

(*) Житие свт. Николая написано заново для будущих Четьих-Миней по всей совокупности дошедших до нашего времени древних рукописей, включая уникальные памятники IV-X вв.

Имена родителей святителя Николая неизвестны. Как показали исследования архимандрита Антонина (Капустина), проведенные им в 1869-1873 гг., имена родителей – Феофан (Епифаний) и Нонна, а также дяди Николая заимствованы из жития другого святителя Николая, происходившего из ликийского города Пинара. Архимандрит Антонин убедительно доказал, что древние агиографы допустили смешение житий двух святителей с одинаковым именем – Николай. Один из них был архиепископом Мирликийским в IV в., в годы царствования императоров Диоклетиана и Константина Великого. Другой святитель Николай жил в VI в., стал архиепископом Пинарским при императоре Юстиниане I и скончался 10 декабря 564 г. Он долгое время являлся настоятелем Сионского монастыря.
Сохранились древние тексты жития святителя Николая Пинарского, восходящие к VI в. Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII в. кардиналом Фалькони. Деяния и чудеса Николая Пинарского оказались другими, нежели в житии Николая Мирликийского. Однако в жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, о дяде, епископе Пинарском Николае, построившем Сионский монастырь, о крещении младенца, простоявшего два часа в купели. В нем оказалось и то же самое повествование о путешествии в Святую Землю, что и в житии святителя Николая Мирликийского, но со множеством дополнительных подробностей.

Указанные совпадении привели Фалькони к неправильным выводам. Кардинал решил, что был только один святитель – Николай Мирликийскнй, живший в VI в. при императоре Юстиниане. Только спустя 200 лет архимандрит Антонин (Капустин) установил факт существования двух Николаев, святителей ликийских. Он писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя… Итак, два было святителя Николая ликийских» (Антонин (Капустин), архим. Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский // Тр. Киевской Духовной академии, 1869. II. 6. С. 449; об этом архимандрит Антонин писал и в другой работе: Еще о свят. Николае Мирликийском // Тр. Киевской Духовной академии, 1873. IV. 12. С. 241-288).
Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в 1-й пол. Х в. некоторыми анонимными авторами («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на житии святителя Николая, составленном в VIII-IХ вв., в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского (историк А.Ю. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста в ГИМ греч. 378. Л. 36-54. XI в.). Высокие литературные достоинства Метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев.
Для устранения из жития святителя Николая всех заимствований из жизнеописания святителя Николая Пинарского, впервые выявленных архимандритом Антонином (Капустиным), нами были использованы следующие памятники: 1) житие святителя Николая Пинарского (кон. VI в.; Аnrich С. Ор. cit. I. S. 3-65; Тhe Life of St. Nicholas of Sion / Ed. By I. Sevcenko and N. P. Sevcenko. Brookline (Маss.), 1984); 2) апокрифы о святителе Николае в двух редакциях (Anrich C. Ор. cit. I. S. 312-332).

Добавлю к сказанному, что проблемы двух святителей Николаев Мирликийских решаются, если согласиться с тем, что

o  Рождество Иисуса Христа согласно описанию звёздному небу Апокалипсиса Иоанна Богослова и радиоуглеродному анализу Туринской Плащаницы, сделанному в Оксфордской лаборатории – 1154 год

o   в результате чего классическая история сокращается,

o   и остаётся в истории лишь один Николай Мирликийский.

Смерть Николая Мирликийского (после 1342) – при императоре Юстиниане Великом (1342–1354).

 

  1. Житие святого Николая написано заново для будущих Четьих-Миней по всей совокупности дошедших до нашего времени древних рукописей, включая уникальные памятники IV-X вв.


Комментариев нет:

Отправить комментарий